Рецензия на фильм Романа Полански «Офицер и шпион». Кого и зачем осуждал Эмиль Золя
Оценка: 9 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 6 февраля 2020 года. Режиссер: Роман Полански. В ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель, Эмманюэль Сенье, Матьё Амальрик, Венсан Перес и другие.
Французский офицер Альфред Дрейфус (Луи Гаррель), еврей по происхождению, объявлен особо опасным преступником и отправлен в ссылку на остров Дьявола. Официальное обвинение – шпионаж в пользу Германии. Бывший наставник Дрейфуса и начальник департамента разведки Жорж Пикар (Жан Дюжарден) ведет собственное расследование этого противоречивого дела, откровенно окрашенного в националистические тона. Главный обвинительный материал против Дрейфуса – таинственная «секретная папка», якобы содержащая все необходимые доказательства. Однако вместе с ним папку ищут и представители военного сословия, крайне незаинтересованные в раздувании очередного скандала с участием армии.
Роман Полански снял, пожалуй, свой самый прямолинейный и простой фильм, хотя от этого ничуть не менее интересный и захватывающий. За основу он взял реальную историю, которую для него первоначально уложил в компактные рамки романа писатель Роберт Харрис, давний друг режиссера и автор «Призрака» – еще одного романа, экранизацию которого сделал Полански.
Компактные рамки романа, на который опирается режиссер, позволили этой истории уместиться в лаконичный, но довольно емкий формат двухчасового фильма. В этом есть свои плюсы и свои недостатки.
«Офицер и шпион» – это очень камерная, почти театральная история, действие которой постоянно происходит в замкнутых пространствах. Франция эпохи дела Дрейфуса выглядит зажатой в оковы предубеждений – даже открытые пространства вроде улиц и площадей благодаря тонкой операторской работе смотрятся так, что не покидает ощущение давления стен. Фильм начинается, как типичный шпионский детектив. Полковник Пикар, антисемит (и это специально подчеркивается), только-только получает назначение и возглавляет разведку. К нему попадает информация о неизвестном шпионе, действующем во французской армии. Но ко второй половине фильм из детектива превратится в смесь драмы об общественных нравах и процедурной, юридической драмы, а антисемит будет вынужден защищать еврея, будучи уверенным в его несправедливом наказании.
Хотя фильм прямолинеен, а содержание истории сможет отследить любой зритель, даже незнакомый с делом Дрейфуса, если воспользуется банальной Википедией, «Офицер и шпион» – это самый что ни на есть типичный Полански. Да, в фильме почти нет неопределенности и возможности для интерпретаций, зато в наличии все остальные приемы режиссера, в первую очередь – ощущение изоляции, угроза физического и психологического насилия. Расизм и антисемитизм у Полански оказываются таким же иррациональным злом, что и сатанинские силы из «Ребенка Розмари» и «Девятых врат». В этом смысле «Офицер и шпион» удивительно роднится одновременно и с ними, и с «Пианистом», повествующим о проблемах польских евреев во время захвата страны нацистами.
Многие критики уже успели отметить тот факт, как скрупулезно подошли Харрис и Полански к исторической достоверности описываемых событий. Единственная претензия к фильму, которая может возникнуть – в недостаточной эпичности описываемых событий. Дело Дрейфуса раскрывается, как локальная проблема, возникшая во Франции, причем подается она, скорее, как личная, а не общественная проблема. В реальности этот судебный процесс обсуждался по всему миру, в том числе в России, вызывая раскол не только во французском обществе, а также приводя к изменению отношений между странами. Более того, хотя Полански настойчиво указывает на еврейское происхождение ошибочно обвиняемого Дрейфуса, он аккуратно избегает того, чтобы назвать французов-обвинителей расистами. В его версии офицерство выступает за осуждение Дрейфуса, скорее не желая признавать свою ошибку, нежели из расистских соображений. В то же время из дошедших до нас материалов можно сделать вывод, что военные намеренно выгораживали Фердинанда Эстерхази (которого считал настоящим шпионом полковник Пикар), будучи в полной уверенности, что француз из приличной семьи и с хорошей родословной просто не может заниматься таким грязным делом, как шпионаж в пользу другой страны. Из-за Второй мировой войны идеи расовой чистоты стали плотно ассоциироваться именно с немцами и их дискурсом об арийцах, тогда как для Европы на стыке 19–20 веков подобные идеи оставались нормой для многих.
Полански лишил дело Дрейфуса реального масштаба. В то же время он сумел не размыть историю, не превратил ее в унылый сериал. Хотя темы и евреев, и страданий, и ложных обвинений режиссеру лично очень близки, он сумел подойти к вопросу максимально отстраненно, рассматривая проблему так же, как это делал Пикар, и предоставив зрителям право самим делать выводы.
Павел Соломатин, InterMedia