Рецензия на фильм «Однажды… Тарантино»: Конец эпохи Харви Вайнштейна
Оценка: 7 из 10
Документальный фильм «Однажды… Тарантино» выйдет в российский прокат 6 февраля 2020 года. Режиссёр: Тара Вуд. В ролях: Квентин Тарантино, Дженнифер Джейсон Ли и др.
У Квентина Тарантино нет провальных фильмов. Однако его прошлогодняя картина «Однажды в Голливуде» поразила своей масштабностью и эпичностью. Такого всеобъемлющего высказывания об эпохе золотых 60-х, быте голливудских звезд и милитаристической сущности идеологов хиппи вряд ли можно было ожидать от приверженца кровавой эстетики спагетти-вестернов.
«Однажды в Голливуде» был заслуженно номинирован на десяток «Оскаров». И пока мы ждем результатов этой гонки, Тара Вуд решила нас порадовать документальной лентой о великом и ужасном Тарантино. Голливуд сказал своё «алаверды»…
Несмотря на свою довольно традиционную структуру – фрагменты тарантиновских фильмов, интервью с актерами, хронологическое разделение на «главы» – «Однажды… Тарантино» далёк от жанра панегирика. Эксклюзивных бесед с заглавным героем в кадре нет, равно как и отсутствуют интервью с ключевыми для его творческой биографии персонами – Умой Турман и Джоном Траволтой, не говоря уж о Леонардо Ди Каприо и Бреде Питте.
Но с выбором экспертов Тара Вуд всё же не прогадала. Чего стоит один только Майкл Мэдсен, вываливающий на интервьюера кучу подробностей о своем экстравагантном танце в «Бешеных псах» и несостоявшихся съемках в «Криминальном чтиве» вместо Траволты. Великолепно подвешен язык и у каскадерши Зои Белл, с придыханием рассказывающей об особой роли женщин в творческой вселенной Тарантино.
Режиссёр предстаёт в фильме аскетом, положившим всё на алтарь любимого дела. Кино для него и Бог, и семья, и способ существования. Отсюда – странности, вроде устойчивой привычки писать сценарии шариковой ручкой и запрета на мобильники на съемочной площадке. Начав пробиваться к вершинам без копейки в кармане, Тарантино заработал деньги на свои первые кинопроекты с помощью роли двойника Элвиса Пресли в сериале «Золотые девочки», а свои ранние сценарии «Настоящая любовь» и «Прирожденные убийцы» был вынужден продать, потому что сам бы финансово не потянул съёмки этих лент.
Название фильма обманчиво: документалку ни в коем случае нельзя воспринимать как постскриптум к «Однажды в Голливуде», о котором здесь сказано от силы пять предложений. Дело в том, что «Однажды… Тарантино» подводит жирную черту под эпохой сотрудничества режиссёра с Харви Вайнштейном, который выступил продюсером первых восьми тарантиновских фильмов. И вот тут вышла осечка. Признавая несомненные заслуги Вайнштейна, Тара Вуд вставляет в фильм гневное обвинение в его адрес. Не вполне ясно и отношение самого Тарантино к продюсеру, поскольку в документалке приведено два взаимоисключающих суждения на этот счёт.
К тому же в фильме смазан финал. Получается, что одна эпоха насильственно оборвалась, а другая даже не наметилась.
Денис Ступиников, InterMedia