Рецензия на фильм Жоры Крыжовникова «Лёд 2»: Триумф и трагедия
Оценка: 6 из 10
Спортивная мелодрама «Лёд 2» выйдет в российский прокат 14 февраля. Режиссёр: Жора Крыжовников. В ролях: Александр Петров, Аглая Тарасова, Мария Аронова и другие.
После свадьбы у хоккеиста Саши и фигуристки Нади проблем не убавляется. Пара очень хочет ребенка, но врачи советуют пока повременить. После рождения чудесной девочки случается непоправимое, и Саша вынужден воспитывать дочку один.
Из большого спорта приходится уйти. В какой-то момент у Саши возникает ощущение, что он не справляется с отцовскими обязанностями. Парня, как и много лет назад, выручает «железная тренерша» Ирина Сергеевна Шаталина. Но этот тандем на сей раз оказывается миной замедленного действия. И одна из причин подстерегающего заботливого отца жизненного краха заключается в том, что он, мучаясь давними страхами, категорически отказывается выпускать дочку на лёд.
Появившись на пике популярности спортивных драм, первый «Лёд» заработал в прокате полтора миллиарда рублей. Сборам поспособствовала и удачно выбранная форма сказки, и обилие песен в картине. Над второй частью работал известный знаток загадочной русской души Жора Крыжовников («Горько»), который, соблюдая формальные законы коммерческой мелодрамы, устанавливает свои правила игры. Результат получился противоречивым.
Как это обычно бывает у Жоры Крыжовникова, его герои живут на разрыв аорты, не щадя при этом ни себя, ни других. После буйного разгула их неизменно настигает тягостное похмелье, но на сей раз триумф и трагедия идут в одном комплекте. Апофеозом служит сцена, где члены хоккейной команды принимаются качать приведшего их к победе Александра, а ему как раз по телефону сообщают печальную новость.
От спортивной драмы во «Льде 2» не остается практически ничего. Здесь нет самоотречения и преодоления себя во имя будущих рекордов, зато полно истерик, излияний и мучительных сеансов самокопания. Подобное мы видели у Жоры Крыжовникова в «Самом лучшем дне», где финальные полчаса герой Дмитрия Нагиева, посыпая главу пеплом, вымаливал прощение у героини Юлии Александровой. Смотрелось это вполне правдоподобно (ведь далеко не каждая женщина способна простить предательство), но всё-таки не покидало ощущение некоторого перебора.
Во втором «Льде» в этом отношении Жора Крыжовников позволяет себе ещё больше «ада» и «жести», причем без сопутствующих им атрибутов в виде пьянок, измен и распоясавшихся гаишников. Получился просто какой-то душевный мазохизм: хорошие люди страдают, отношения между ними накаляются донельзя, зрители в зале дружно шмыгают носами, а… ни одной веской причины для такой реакции нет. Что это – искусная манипуляция нашими эмоциями или тщательно спланированная интеллектуальная провокация?
Менее дружественным оказался к героям фильма и его заглавный символ – Лёд. Если в первой части он олицетворял Русский Космос и неодолимую силу корней, то теперь похож на слепой Рок из древнегреческой трагедии, карающий без видимых причин.
Денис Ступников,InterMedia