постер к фильму

Рецензия на фильм Джея Роуча «Скандал»: Падение самого грозного медиаменеджера

Оценка: 7 из 10.

В широкий прокат фильм выходит в России 13 февраля 2020 года. Режиссер: Джей Роуч. В ролях: Шарлиз Терон, Николь Кидман, Марго Робби, Джон Литгоу, Малкольм МакДауэлл, Кейт МакКиннон и другие.

2016 год, вот-вот должны состояться очередные дебаты между кандидатами на пост президента США от Республиканской партии. Один из участников – Дональд Трамп. Вести дебаты поручают популярной ведущей Fox News Мегин Келли. Дебаты заканчиваются скандалом, однако генеральный директор компании Роджер Айлз всем доволен, поскольку его цель – рейтинги, а с кандидатами он еще сможет помириться позднее. Айлз еще не знает, что его дни на посту сочтены – самый могущественный медиамагнат вскоре получит обвинение от женщин-ведущих в сексуальных домогательствах, что послужит концом его карьеры.

Фильмы, снятые по реальным событиям, – это, конечно, совсем не новшество. Но вот фильмы, снятые по совсем свежим событиям, когда, казалось бы, еще свежи страсти и живы все участники конфликта (кроме самого Айлза – он умер в 2017 году от субдуральной гематомы после того, как неудачно упал у себя дома) – это не так типично. История столь значима для современного американского общества, что экранизируется еще во второй раз за столь недолгий срок – в 2019 году вышел сериал «Самый громкий голос», в котором Айлза сыграл Рассел Кроу, посвященный восхождению медиамагната и его свержению из-за скандала с домогательствами.

Для экранизации был выбран, пожалуй, самый необычный, но наиболее подходящий режиссер. Джей Роуч прошел большой путь от культовой трилогии про Остина Пауэрса и «Знакомства с родителями», снимая пародии, пошлые комедии и политическую сатиру, чтобы дойти в результате до «Скандала». В 2010-х годах он вдруг становится более серьезным – после комедии «Грязная кампания за честные выборы» выходит байопик «Трамбо» про сценариста Далтона Трамбо, обвиненного в антиамериканской деятельности, а затем – «До самого конца», что рассказывает про принятие конгрессом и сенатом Акта о гражданских правах. В общем, Роуч совместил в себе все черты, необходимые для такого фильма. Во-первых, он знает, как показать женщин на экране так, чтобы они выглядели одновременно сильными и желанными, а во-вторых, он понимает проблемы униженных и оскорбленных. Пожалуй, не менее важно и то, что он умеет снимать легкое зрительское кино с долей юмора, не отягощая его морализаторством и обходясь без давления на свою аудиторию.

Как ни парадоксально, но именно эта легкость и гламурность в результате сгубили прокат картины. Консерваторы (т.е. основная аудитория Fox News, поддерживающая Айлза) не пошли бы на «Скандал» в любом случае, а агрессивной части либерального и феминистического движений как раз не хватило в фильме публичного уничтожения одной из крупнейших фигур, занимавшихся домогательствами и изнасилованиями.

Джей Роуч и Чарльз Рэндольф (сценарист картины, обладатель «Оскара» за сценарий к «Игре на понижение») не имели столько возможности для раскрытия своих персонажей, как авторы сериала. Так, «Самый громкий голос» начинался с основания Fox News, и зрители имели возможность посмотреть на основные жизненные этапы главного героя фильма. Создатели «Скандала» вынуждены идти путем постоянных вставок с недостающей информацией (рассказанных в той же манере, что и было в «Игре не понижение»). В результате многие значимые персонажи остались совсем не раскрытыми, что очень печально, учитывая поистине звездный актерский состав. С другой стороны, фильм умудряется коснуться одновременно огромного числа проблем, причем не только из сферы медиа. Формула «новости – это политика» пересекается с вопросами частной и публичной жизни.

К этому надо добавить и то, что образ Айлза получился на редкость интересным. В «Скандале» нет типичного злодея-насильника, показанного сразу с отрицательной стороны. Наоборот, Айлз – первый медиаменеджер, который решился поставить женщину вести эфир в прайм-тайм. Он руководитель, который любит своих сотрудников и готов всегда их защищать перед любыми проблемами и нападками, требуя в ответ лишь безграничной преданности. Он излучает обаяние. Да, у него есть недостатки, но после первого знакомства никогда не подумаешь, что этот человек может, пользуясь служебным положением, домогаться молодых девушек или насиловать их, обещая в ответ служебное продвижение. Зло часто бывает скрыто под обманчивой благовидной маской. Одни поддерживают Айлза, не веря в его виновность, другие оправдывают его, поскольку получили все то, что сами хотели, третьи боятся увольнения. В какой-то момент даже звучит сакральный и актуальный вопрос «Почему же она раньше не говорила, если ее домогались, уж не выдумала ли она это, чтобы попиариться?». Ответ на этот вопрос аккуратно размазан по всему фильму.

«Скандал» – это не политическая агитка, но и не документальная хроника.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости