Рецензия: документальный фильм «ZZ Top: Старая, добрая группа из Техаса»
Оценка: 7 из 10.
Документальный фильм «ZZ Top: Старая, добрая группа из Техаса» (That Little Ol’ Band From Texas») (2019, режиссёр - Сэм Данн) был показан Первым каналом в ночь с 14 на 15 февраля 2020 года.
Общественность, которая «не смотрит телевизор», давно рукоплещет телеканалу за пятничные показы музыкальных документалок - для людей доброй воли это, конечно, более достойный контент, чем очередные крикливые ток-шоу, обличающие Америку или реконструирующие сцены изнасилований и убийств. В то же время у людей, привыкших выбирать в интернете то, что интересно, а не то, что показывают, возникают вопросы: почему вещатель выбирает фильмы именно про ZZ Top или Def Leppard, когда есть свежие документалки про более популярных и актуальных персонажей? На данный момент это немного завышенные требования к эфирному ТВ, но что-то мне подсказывает, что оно будет развиваться именно в таком направлении - давая пользователю существенную свободу выбора контента.
При этом всегда есть вероятность, что сам зритель, дай ему такое право, выберет какую-нибудь гадость и пропустит что-то прекрасное. Думаю, что эта опасность преувеличена: оставим за скобками юзеров, которые и в интернете смотрят только порнуху и мемы, а у людей с более широкими интересами наверняка появятся способы отслеживания нужного им контента. Рецензенты опять же помогут обратить внимание на то, что недопустимо пропускать.
Фильм про ZZ Top, снятый к 50-летию группы, увы, к категории «маст си» не относится. Это подробная, старательная история про музыкантов, которые прославились экстравагантным имиджем. Сложилось так, что визуальный образ двух карикатурных бородачей (и безбородого барабанщика по фамилии Бирд, то есть «борода») знаком публике гораздо лучше, чем музыка ZZ Top. Я допускаю, что даже про это трио можно снять документалку, которая открыла бы для непосвящённых зрителей всю гениальность творчества Билли Гиббонса, Дасти Хилла и Фрэнка Бирда. Но у Сэма Данна, скорее всего, и не было такой задачи: он сделал довольно крепкую, почти лишённую спецэффектов, порой нудную биографию техасских блюз-рокеров. Заманчивую атмосферу создают пейзажи и архивные съёмки, а пожилые дядьки-музыканты так и не выходят за рамки своего публичного имиджа: бородатые Гиббонс и Хилл в шляпах и тёмных очках - как бы мудрецы, порой довольно ехидные, а безбородый Бирд - до сих пор порывистый мальчишка, в молодости чуть не убивший себя наркотиками. Музыканты так и не придумали забавных версий появления названия группы и растительности на своих лицах, зато весьма трогательно признаются в своей провинциальности и в любви к Техасу.
Данн с излишней тщательностью повествует о лейблах, контрактах и работе менеджмента группы, поэтому в фильме не так много живых и курьёзных моментов. Один из них связан с появлением телеканала MTV, о запуске которого участники знаменитой группы ZZ Top почему-то ничего не знали. Однажды Фрэнк Бирд случайно наткнулся на этот канал и позвонил коллегам с советом «включить интересную музыкальную передачу». Через несколько часов они опять созвонились, недоуменно спрашивая друг у друга, когда кончится программа, а то уже спать хочется. А ещё через несколько дней эти простодушные техасцы смекнули, что новый телеканал выведет их коллектив на новый уровень популярности. Так и произошло: их незабываемый имидж был будто создан для MTV, и клиповая визуализация музыки помогла ZZ Top продать альбом «Eliminator» в количестве 15 млн экземпляров.
Алексей Мажаев, InterMedia