Рецензия: «Несчастный случай» - «В городе Лжедмитрове»
2020, «Несчастный случай»
Оценка: 7,5 из 10.
Это не номерной альбом «Несчастного случая», а саундтрек к их музыкальному спектаклю «В городе Лжедмитрове». Поэтому изрядная часть треков непосвящённому покажется странной и непонятной - то есть их появление в саундтреке обусловлено поворотами фантасмагорического сюжета. Впрочем, такая постановка вопроса касается только людей, которые почему-то никогда не слушали альбомы «Несчастного случая». А те, кто слушал, знают, что эти пластинки, мягко говоря, не полностью состоят из хитов, там хватает всякой зауми и занудства. Стилистика спектакля позволила автору песен Алексею Кортневу и Ко на сей раз облечь эту заумь в максимально абсурдные формы. Ещё одним важным отличием от номерных дисков стало «многоголосье»: музыканты «Несчастного случая» в городе Лжедмитрове стали не только музыкантами, но и драматическими актёрами, поэтому почти всем достались сольные партии. Таким образом, саундтрек, где узнаваемый харизматичный голос Кортнева перемежается с вокальными упражнениями коллег (а также Сергея Белоголовцева и Кристины Бабушкиной), приобрёл дополнительное разнообразие.
Лидер «Несчастного случая» - автор идеи спектакля «о закрытом наукограде Лжедмитрове, полном всяческих аномалий и странностей». «Выйти за пределы города невозможно физически и запрещено законодательно», но жанрово и музыкально Алексей Кортнев никакими рамками ограничен не был, к тому же не упустил возможности аллегорически высказаться о российской действительности. Некоторые композиции, написанные для постановки, вполне органично будут смотреться в сет-листе обычного концерта «Несчастного случая» (а, возможно, и в будущем сборнике лучших песен). Это, в частности, «Нетрезведь» с вокалом Павла Мордюкова и рок-н-ролльная «На кой», спетая на диске Кристиной Бабушкиной. Юмор блюзово-бардовской «Халявы» тоже выходит за рамки сюжетных линий спектакля: «Его бабушки кормят вареньем и читают наверняка сказку про щучье веленье и про Конька-Горбунька, где всё про халяву». В «Интеллигенте» куплеты «Несчастного случая» напоминают ироничные песни Тимура Шаова, а легкомысленный «Loveрентий», похожий на творчество Modern Talking и «Ласкового мая», на самом деле повествует про Лаврентия Берию - так что вне контекста спектакля этот потенциальный ретро-хит не сработает.
Здесь также есть тяжёлая и трагическая вещь «Опять война», в которой Кортнев полностью отказался от фирменных улыбчивости и мягкости, чтобы высказаться против милитаризации жизни и сознания. Это даже для спектакля жестковато, что уж говорить об обычном репертуаре группы. Практически все остальные номера - от кавээновского толка «Куплетов-дебатов» и «Мэрского рэпа» до «Сна Антона» и финальной «Весёлой мутантской» - вне города Лжедмитрова выглядят слишком эксцентрично. А вот «дикторские» вставки со всякими дикими фактами из истории наукограда во многом объясняют происходящее.
Алексей Мажаев, InterMedia