Рецензия на фильм «На Луне»: Мажор на заимке
Оценка: 6 из 10
Драма «На Луне» вышла в российский прокат 27 февраля 2020 года. Режиссер: Егор Кончаловский. В ролях: Александр Балуев, Виталий Кищенко, Иван Архангельский и другие.
Глеб – типичный мажор, беззастенчиво пользующийся покровительством могущественного отца-чиновника. Тачки, клубы, роскошные девушки – всё это атрибуты его нехитрого досуга. Однажды, гоняя после вечеринке на машине по ночной Москве, парень сбивает «легенду МУРа» дядю Сашу.
Полиция встаёт в позу и настаивает на наказании для заигравшегося «золотого мальчика». Чтобы выждать, пока страсти поутихнут, отец отправляет Глеба куда-то на север в непролазные чащобы к угрюмому молчаливому старику (Александр Балуев). Вскоре воспитательные методы этого «хозяина тайги» оказываются настолько специфическими, что его гость начинает всерьез подумывать о бегстве обратно в Москву.
Ничего не напоминает? В первом приближении фабула «На Луне» один в один повторяет синопсис недавно триумфально прошедшего в прокате «Холопа» Клима Шипенко: зарвавшийся обеспеченный парнишка, досадное ДТП, насильственное выпадение из привычного образа жизни и экстремальная трудотерапия. Но вряд ли здесь стоит вести речь о сознательном плагиате, ведь к «На Луне» руку приложил ещё ныне покойный Говорухин.
Переняв эстафету, Егор Кончаловский переписал сценарий и сделал в фильме открытый финал. Возможно, Говорухин с ним бы и согласился, ведь, отдав дань уважения остросоциальному кинематографу, мэтр в конце жизни предпочитал снимать необычайно светлые картины с ярко выраженным привкусом ретро. В «На Луне» как такового винтажа нет, зато есть идеальное изолированное вневременное пространство, делающее человека человеком – но, правда, исключительно на тот срок, пока визитер живет на этой заимке.
Егор Кончаловский старается индивидуализировать характер своего героя, наделяя его золотыми руками и сострадательностью. Однако этого недостаточно. Для авторского высказывания кинолента «На Луне» слишком предсказуема, а для коммерческого продукта ей не хватает головокружительных приключений и бередящих душу интриг. На фоне таких остросюжетных фильмов о современных отшельниках, как «Сторож» Юрия Быкова, «На Луне» смотрится довольно блёкло.
Денис Ступников, InterMedia