Михаил Швыдкой: «Из-за коронавируса все крупные культурные мероприятия сегодня под угрозой»
О МЮЗИКЛЕ «ПРАЙМТАЙМ»
- Новый спектакль не о цирке, он о телевидении. Знаете, всю свою жизнь я разрывался между двумя стихиями — театром и телевидением. Как среди родственников не надо выбирать, кто лучше, кто хуже, так и я мечтал соединить эти две страсти. Мы сейчас это и попробуем реализовать. Это спектакль о главном телевизионном конкурсе на главном телевизионном канале страны. Я ни в коем случае не хочу, чтобы говорили, что это о Первом канале, "России" или НТВ. На самом деле это мой поклон телевидению, которое я очень люблю и с которым я не собираюсь расставаться.
О СЮЖЕТЕ МЮЗИКЛА
— Это очень простая история. Нашу героиню Аню играют Галя Безрук и Ася Будрина. Когда мы ставили "Преступление и наказание", Галя вышла из поезда на Киевском вокзале и через неделю была у нас на кастинге, где мы ее утвердили. Ася тоже приехала из провинциального города, поступила в Щукинское училище и стала звездой нашего театра. Это их история — девочек, которые приезжают завоевывать мир. И завоевывают его, но для этого приходится пройти и человеческие, и профессиональные испытания: любовь, предательство… Но, знаете, как писал Чехов: "Для того, кто испытал счастье творчества, все остальное не играет большой роли". Спектакль об этом.
ОБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЕ ПОСТАНОВКИ
— У нас два режиссера: канадец Себастьян Солдевилья из театра-цирка "7 пальцев" и Марина Швыдкая, которая много лет преподает в Щукинском училище и выпустила для нас курс артистов мюзикла, она занимается драмой. Либретто написала Елена Киселева, которая работает с Андроном Кончаловским. Стихи написал Алексей Кортнев. А по поводу музыки я сказал Себастьяну, что хочу зарубежного композитора по ряду причин. Понимаете, у нас в голове все равно существует "блатняк". Я люблю наших композиторов, но хотел, чтобы музыку писал человек, который никогда не слышал "Гоп со смыком" или "С одесского кичмана". Мы загрузили Максиму Лепажу всю отечественную музыку с 1910-х годов до сегодняшнего дня, и он-таки написал настоящую русскую музыку.
О ПЕРЕНОСЕ ГАСТРОЛЕЙ ИЗ-ЗА КОРОНАВИРУСА
— У нас была активная стадия обсуждения с китайскими коллегами гастролей этим летом. Но, естественно, в Китае все переносится, и сроки этого переноса не определены. Я как раз сейчас обратился к китайским коллегам (уже не от Театра мюзикла, а по своей основной работе в МИД) с просьбой, чтобы мы вместе выработали формулу общения с прессой. Потому что эти вопросы задаются, и мы не хотим говорить что-то, что не вписывается в информационную политику коллег. Понятно, что все крупные культурные мероприятия сегодня под угрозой, и мы обсуждаем со всеми нашими партнерами вопросы об изменении сроков больших проектов, обсуждаем, опасно или безопасно проводить те или иные культурные мероприятия.
О ПЕРЕКРЕСТНОМ ГОДЕ РОССИЯ – РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
— Мы стартуем в конце мая. Посмотрим, как наши корейские коллеги справятся со вспышкой коронавируса, но дело в том, что, как говорят специалисты в области вирусологии, коронавирус — это болезнь холодных месяцев года. Вы знаете, что эпидемии гриппа тоже проходят осенью и ранней весной, а к лету затухают. Опять же, я не в праве давать ни оптимистичных, ни пессимистичных прогнозов, просто пересказал, что знаю.
О КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ С США
- В принципе, культурные отношения с США достаточно активны. Я не могу сказать, что снизился поток российских артистов, театральных деятелей, музыкантов, современных художников. У нас не изменился объем показа американского кино, выходят американские книги, приезжают американские исполнители. Объем контактов такой же, как был всегда
О КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ С ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ
— Совсем недавно в Британском посольстве был чудесный вечер, когда замечательный пианист Питер Донохью и британский скрипичный квартет играли знаменитый Квинтет Танеева. Вся эта компания вернулась из большой поездки по России, которая началась на Дальнем Востоке.
Перекрестный Год музыки открывался гастролями Большого театра в Лондоне. Что еще нужно, чтобы британцы понимали значение и величие русской культуры? Было проведено порядка 200 мероприятий за год — это большая цифра. Все это завершится фестивалем Генделя, которого мы считаем английским композитором, потому что именно там он нашел прибежище. Будет много британских певцов.
О КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ С УКРАИНОЙ
— Для меня показательным стало то, что на недавней конференции проекта "Минская инициатива", в который входят деятели культуры, науки и образования Белоруссии, Украины и России, делегация Украины была самой многочисленной. Я думаю, что гуманитарное измерение необходимо сохранять в пространстве не только трех славянских государств. Мы в этом году будем проводить XV Форум научной и творческой интеллигенции СНГ в Узбекистане. После таких форумов появляются новые проекты.
Гуманитарное сотрудничество — та важная сфера человеческих связей, которая никогда не прерывается. Мы никогда не прерывали отношений, если не было прямых войн между странами. Эта сфера, во-первых, облагораживает нравы, а во-вторых, создает ту атмосферу, в которой можно решить многие вопросы. Ведь кризис в сегодняшней политике связан с недоверием друг к другу. Культура рождает доверие, подсказывает пути ко взаимному пониманию. Ради этого стоит работать.
(Анастасия Силкина, ТАСС, 03.03.20)