Рецензия на фильм «Человек-невидимка»: Как заставить всех тебя не… видеть
Оценка: 7 из 10
В широкий прокат фильм вышел в России 5 марта 2020 года. Режиссер: Ли Уоннелл. В ролях: Элизабет Мосс, Оливер Джексон-Коэн, Элдис Ходж, Майкл Дорман и другие.
Простая девушка Сесилия (Элизабет Мосс) сбегает от своего бойфренда. Эдриан был гениальным ученым-миллионером, но вместе с тем – жестоким тираном и настоящим психопатом. Бойфренд с горя совершает самоубийство и завещает бывшей девушке все свое состояние с главными условиями – она должна оставаться психически здоровой и не иметь проблем с законом. Вот только вскоре после этого Сесилия начинает замечать следы Эдриана повсюду – кажется, что он не умер, а продолжает следить за девушкой и всячески над ней измываться. Вот только сложно справиться с преследователем, которого не видишь, а еще сложнее – постараться убедить окружающих, что умерший бойфренд может продолжать строить козни.
Ли Уоннелл вместе с Джеймсом Ваном когда-то положили начало культовой серии триллеров «Пила» – Уоннелл написал оригинальную историю, а позже – и сценарий, по которому Ван поставил фильм. В дальнейшем их пути то сходились, то расходились, но ясно одно – карьера у Джеймса Вана явно сложилась успешнее: у него с тех пор появились и «Астрал», и «Заклятие», и «Аквамен». Имя Уоннелла не встречалось в новостях так же часто. В 2018 году он снял по собственному сценарию фантастический триллер «Апгрейд», который из-за «Венома» остался не замеченным широкой публикой.
«Человек-невидимка» первоначально должен был стать частью «Темной вселенной» Universal, но после провала «Мумии» обрел самостоятельность. Во многом это пошло ему на пользу – фильм оказался в большей степени сконцентрирован на раскрытии главной героини, как это часто бывает в хоррорах последних лет.
Авторы явно хотели снять пугающий триллер, но одновременно с этим – поднять актуальную ныне тему харассмента, преследований и психологического насилия. И то, и другое в целом у них, конечно, получилось: героине сопереживаешь, за нее боишься, а в ряде случаев в ее ментальном состоянии действительно сомневаешься. В трейлере ради создания динамики проспойлерили ответ на главный вопрос – сошла ли Сесилия с ума или же человек-невидимка действительно существует. В самом фильме интригу удается выдержать значительно дольше.
Тем не менее, главный злодей остался здесь блеклым – и это, пожалуй, основной минус фильма. Ненавидеть Эдриана как ни пытаешься - не выходит, поскольку все его характеристики остаются за рамками повествования: мы лишь слышим о них от лица героев, но даже они отделываются общими словами. В результате про Эдриана мы не знаем совсем ничего – а при таких условиях в монтаж «Человека-невидимки» достаточно внести совсем небольшие изменения, чтобы поменять смысл на противоположный – будто бы Сесилия действительно невменяема, а никакого костюма для невидимости (равно как и абьюза со стороны Эдриана) никогда и не было.
В целом «Человек-невидимка» имеет явные отсылки к «Исчезнувшей» Дэвида Финчера и словно представляет собой ее негативный снимок, а со второй половины сильно напоминает «Не в себе» Стивена Содерберга. При этом режиссеру явно не хватает опыта – его фильм выглядит, как бюджетная версия «Не в себе» (что само по себе смешно, поскольку Содерберг снял свою картину на айфон за сущие копейки). Впрочем, развлекательную функцию «Человек-невидимка» отлично выполняет, а ничего большего от него явно и не ждали.
Павел Соломатин, InterMedia