Рецензия на книгу: Михаил Марголис - «Редкая птица. Первая авторизованная биография Дианы Арбениной и «Ночных Снайперов»
2020, «Бомбора»
Оценка: 9 из 10.
Диана Арбенина, к разочарованию поклонниц, пока не собирается писать мемуары. Рискну предположить: даже если бы этот гипотетический текст и появился, публика разочаровалась бы ещё сильнее - ибо вряд ли версия Дианы Сергеевны совпала бы с той мифологической биографией «Ночных Снайперов», которая сложилась в фанатских легендах. Кроме того, порывистость, эмоциональность, противоречивость Арбениной никак не подразумевает выхода из-под её пера каких-то спокойных и претендующих на документальность мемуаров - она скорее превратит свою биографию в приключенческий роман с элементами фантастики, чем будет скучно следовать фактам и датам.
Эта книга появилась не по инициативе Дианы Арбениной, но, когда артистке позвонил Михаил Марголис, та не стала отказываться. У журналиста, давно знакомого с героиней, была масса фактуры и старых интервью с Арбениной, но в процессе работы над книгой уточнились многие детали, всплыли некоторые сенсационные факты и были вычеркнуты моменты, за которые Диане было бы стыдно перед своими детьми. Последнее не означает приглаживания и лакировки: бескомпромиссная Арбенина, как всегда, откровенна и рассказывает чуть больше, чем хотела бы знать её мать - но при этом куда меньше, чем мечтала бы пронюхать бульварная пресса.
Михаил Марголис виртуозно поддерживает в повествовании баланс между интересами героини и интересами читателя. Здесь есть и связная исчерпывающая биография «Ночных снайперов», и попытка анализа творческого феномена Дианы, и её прямая речь, и мягкое развенчание старых мифов. Вероятно, многие читатели перед началом знакомства с книгой будут прокручивать в голове разные вопросы к Марголису и Арбениной: а про это скажут? а это упомянут? а тут как выкрутятся? Могу заранее успокоить этих любознательных читателей - скажут, упомянут и как-то выкрутятся. И про магаданское детство, и про шуточную свадьбу с лидером группы «Зимовье зверей» (после чего Диана Кулаченко получила фамилию, под которой прославилась), и про знакомство со Светланой Сургановой, и, конечно, про расставание с ней.
«Ночные Снайперы» долго шли к массовому успеху - сначала они были акустическим дуэтом из петербургского андеграунда. Такая популярность называется культовой; вокруг дуэта возникла определённая мифология (в книге приведена пара довольно диких легенд с фанатских форумов), причём хранители этих мифов страшно напряглись, когда «Снайперы» вышли на большие сцены. По мнению «хранителей», это уже «неправильные» «Снайперы» - правильные же (влюблённые друг в друга гитаристка и скрипачка) остались где-то там, в подвалах. Естественно, по-арбенински резкое увольнение Светланы сильно смутило разум этим поклонникам, которые требовали, чтобы никогда ничего не менялось. Им до сих пор есть о чём поговорить, они либо по-прежнему переживают распад дуэта, либо навязчиво объявляют, за Дину они или за Свету. Марголис и Арбенина в книге делают ещё одну попытку подробно объяснить, почему нельзя жить прошлым, что расставание было естественной частью развития «Ночных Снайперов». Прошло много лет, Арбенина и Сурганова уже разговаривают, поздравляют друг друга с праздниками и даже однажды сыграли вместе две песни на концерте, но интонации Дианы, когда она говорит в книге на эту тему, всё равно остаются резковатыми. Может быть, потому, что она догадывается, что даже логичные объяснения не заставят упёртых адептов «снайперизма» прекратить перетирать события 17-летней давности.
На мой взгляд, эта важная и болезненная тема в книге полностью раскрыта, как и многие другие острые моменты биографии Дианы Арбениной - от алкоголя и наркотиков до проработки на «Школе злословия», от рождения детей до преследования по политическим мотивам. К тому же «Редкая птица» отменно издана, продуманно свёрстана и содержит массу фотографий, причём - не поверите! - иллюстрирующих как раз те моменты, о которых идёт речь в тексте.
Алексей Мажаев, InterMedia