Рецензия: «Мастодонт»/Masta Don’t - «Мой личный Дудь»
2020, Cezis
Оценка: 7 из 10.
Очередной сольный проект Вадима Степанцова «Мастодонт»/Masta Don’t выпустил второй диск. После полнометражного «Несуществующего рыцаря», вышедшего в 2018 году, издан четырёхпесенный мини-альбом «Мой личный Дудь». «Мастодонта» по-прежнему тяжело отличить на слух от «Бедлам-капеллы» или «Бурлеск-оркестра», а те проекты - от породившего их все «Бахыт-компота». Ведь все эти группы - по сути разные, но очень похожие маски одного человека, Вадима Степанцова, который при всём своём желании и харизме не может петь и сочинять по-другому.
Тем не менее он продолжает пытаться. «Мастодонт» позиционировался как специальный проект для исполнения лирических песен, баллад и прочих нежностей под хэштегом #котикиибантики. Не исключено, что во время работы над «Моим личным Дудём» Вадим держал перед глазами плакат с этим девизом - но это не помогло. Песен на диске всего четыре, однако никакой единственной концепции автор и близко не придерживается. Наоборот, вместо котиков и бантиков песни населяют нежные пенсионеры, заклинательница змей, Собянин и Дудь, который пробрался даже в заголовок. Причём эклектичность порой проявляется даже внутри одной композиции. Когда-то у «Бахыт-компота» был альбом «Бог, клубника и павлин», и это название Вадим объяснял тем, что в пластинку вошло что ни попадя, в том числе несочетаемые вещи. Этим принципом автор, похоже, руководствовался и в мини-альбоме «Мастодонта».
Первая песня «Арктический антициклон» лучше всего соответствует былым декларируемым принципам лирического сайд-проекта. Степанцов выступает здесь в роли этакого шансонье на пенсионерской завалинке, вспоминающего «годы мои, годики»: душевно, но не без сарказма. В «Заклинательнице змей» лирический герой похож на сексуально неутомимого героя ранних песен «Бахыт-компота», но только уже гораздо более спокойного, если не сказать - вялого.
Куда более страстным и неравнодушным Вадим Степанцов оказывается в песне «Собянинская плитка»: тут и активное цитирование бутусовской «Песни идущего домой», и гитарные переливы в стиле фламенко, и резко критический текст. Напомним, когда отечественные рокеры не пришли к консенсусу по поводу Крыма и разошлись по противоположным лагерям, Степанцов примкнул к «патриотическому» крылу, так что оппоненты охотно рифмовали Вадика с «ватником». Тогда казалось, что по примеру некоторых коллег Вадим запоёт про «русский мир», детей Донбасса и новом походе на Берлин, а также станет безоглядно поддерживать власть; но для Степанцова как оригинально мыслящего человека это было бы слишком прямолинейно, так что на собянинскую плитку он обрушился со всей силой своего грубоватого сатирического таланта. Но это совершенно не означает перехода Вадима в другой лагерь: в песне «Мой личный Дудь» он с таким же азартом отстаивает «традиционные ценности», упоминая «глубинный народ», Америку и Дудя с Киселёвым и переходя с фолк-шансона на жёсткий рэп. Правда, желание впихнуть в одну песню такое количество стилей и смыслов вряд ли найдёт понимание у слушателей, которые в этом мелькании просто не успеют сосредоточиться.
Алексей Мажаев, InterMedia