обложка книги

Рецензия на книгу: Инна Волкова - «Статус: одна из «Колибри»

2019, «Пальмира»

Оценка: 8 из 10.

Группе «Колибри» очень шли взбалмошность и загадочность; женский квартет из ленинградской рок-тусовки в 90-е годы казался каким-то чудом, не вписываясь ни в один привычный формат. На фоне брутального, протестного и сугубо мужского русского рока «Колибри» действительно были редкими тропическими птицами, асоциально поющими о любви, Фудзияме и Орландине, смешивающими кабаре с театром абсурда. Фраза на обложке пластинки «Манера поведения» «посвящается всем мужчинам, сумевшим» пробуждала у впечатлительных слушателей фантазии и мечты, в том числе даже эротические. Неудивительно, что недавний намёк «Колибри» на предполагаемый выпуск нового альбома вызвал в сети восторженный вздох. А если бы все сочувствующие прочитали книжку Инны Волковой (одной из «Колибри»), то этот вздох был бы ещё громче.

Это не биография группы. Я полагал, что история «Колибри» вообще не слишком подвластна летописцам, но пять лет назад в серии «Легенды русского рока» вышла 96-страничная книга Алексея Любимова, который очень удачно скомпоновал и расположил в хронологическом порядке противоречивые воспоминания участниц и участников событий. Книга Инны Волковой более атмосферна - и лучше соответствует трудноуловимому и мифологизированному образу группы. Артистка пытается соблюдать хронологию и даже указывать годы описываемых происшествий, но делать это было необязательно. Из отдельных разрозненных зарисовок складывается очень нежная картина детства и юности Инны, а также её бурной ленинградской молодости. Читать эти немного лукавые рассказики одно удовольствие. Даже два - от содержания и от языка рассказчицы. «Смешные заметки. Симпатично написаны. Жаль, совсем нет секса», - дискуссионно комментирует с задней обложки Артемий Троицкий. Описаний секса, романов и интрижек действительно нет, но странно, что уважаемый критик не заметил эротического подтекста в этих историях, из которых бьёт полнота жизни, юная энергия и творческая неукротимость. Первая часть носит подзаголовок «флешбэки» и заголовок «Всадницы без головы». Именно такое название, по мнению некоторых свидетелей, больше подходило для группы «Колибри» - и по ходу повествования Инны читатель всё сильнее убеждается в справедливости этого суждения. В историях Волковой не только радость творчества, но и сопутствующие творчеству чудачества и излишества. Удивительно, но рассказы об алкогольных подвигах и гастрольных сумасбродствах ничуть не разрушают изысканный сценический образ «Колибри» - разве что, пожалуй, расширяют его.

Вторая часть книги имеет подзаголовок «ежедневности» и представляет собой свежие (после 2015 года) дневниковые зарисовки, наблюдения и стихи Инны Волковой. В этих заметках часто встречается канал Грибоедова и почему-то Павел Дуров, локациями вместо гримёрок и гостиниц становятся поликлиника, автобус и окрестности Садовой улицы и Сенной площади, интонации элегические, но язык по-прежнему прекрасен: Петербург Волковой населён «ошеломлёнными содеянными покупками женщинами» и старичком, одетым «не в кричащий, а прямо-таки орущий спортивный костюм». И в этом всём есть какая-то печаль, щемящая, но прекрасная, как ненаписанный альбом «Колибри».

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости