Рецензия на мини-сериал «Заговор против Америки»: Про нацистов и людей
Оценка: 6 из 10
Первая и вторая серии экранизации романа Филипа Рота «Заговор против Америки» от создателя культовой «Прослушки» Дэвида Саймона вышли на онлайн-сервисе Амедикатека 17 и 24 марта 2020 года соответственно. Режиссёры: Томас Шламми и Минки Спиро. В ролях: Морган Спектор, Зои Казан, Вайнона Райдер, Энтони Бойл, Джон Туртурро и другие.
«Заговор против Америки» – шестисерийная экранизация одноимённого романа Филипа Рота, рассказывающего о жизни в США, где вместо Франклина Рузвельта на президентских выборах 1940 года победил Чарльз Линдберг – национальный герой, лётчик и популист, симпатизирующий нацистам. Главными героями являются члены еврейской семьи из Нью-Джерси, которые наблюдают за нарастающими в стране антисемитскими настроениями.
Роман Рота, вышедший в 2004 году, обращался к оригинальным для своего времени жанрам вымышленной автобиографии и альтернативной истории, сериал же последовал за ним, но лишь отчасти. В отличие от книги, в экранизации повествование ведётся не от лица маленького мальчика по имени Филип Рот (который тут «переименован» в Филлипа Левина) – здесь примерно одинаковое время уделяется всем героям. Тем не менее остаются намёки на «главенствование» Филлипа в отдельных сценах: он задаёт наивные и важные вопросы про текущие события в стране и мире, иногда даже получая на них ответы.
Рот в своём романе и создатели экранизации Эд Бёрнс с Дэвидом Саймоном в мини-сериале выводят Линдберга довольно убедительной политической фигурой, и у зрителя/читателя возникает ощущение, что этот персонаж действительно мог бы победить Рузвельта в президентской гонке. В нелёгком 1940-м он выступает под удачным девизом «Линдберг или война», и далеко не все разделяют позицию одной из главных героинь «Линдберг хуже войны». Ситуация созвучна современной повестке: нынешний американский президент, как известно, не самый толерантный человек и к отдельным меньшинствам относится с большой нетерпимостью. Несмотря на очевидную параллель, авторы сериала не упирают на неё, и она остаётся лишь мягким намёком, если не просто совпадением.
Актёрский каст проекта достаточно хорош – чего стоит один только Джон Туртурро в роли раввина, который объясняет разницу между Талмудом и Мишной! Вайнона Райдер оказывается в комфортном для себя амплуа, в рамках которого ей постоянно приходится играть лицом – а вот Зои Казан, наоборот, постоянно ходит со скорбной миной. Хороша и общая атмосфера телешоу, передающая очарование старых времён, интерес к которым у современных телевизионщиков не спадает – вспомним хотя бы «Удивительную миссис Мэйзел» или «Почему женщины убивают».
Несмотря на всё вышесказанное, сериал вряд ли увлечёт массового зрителя, пресыщенного обилием ярких динамичных сцен в современных телешоу. Повествование в нём ведётся максимально неторопливо, даже немного скучно, и бóльшую часть двух первых серий занимает подробное бытописание семейства Левин – не самых религиозных, но довольно благочестивых евреев из числа тех, кто добропорядочно собирается всей семьёй за шаббатним столом, но в повседневной жизни не носит кип. Самой интересной линией становятся кусочки жизни маленького Филлипа, в особенности его отношения с избалованным соседским мальчишкой. Политика в сюжет добавляется по нарастающей: в первой серии её минимум, а основная завязка – победа Линдберга – приходится на самый конец второго эпизода. Есть некоторый шанс, что после этого события будут развиваться стремительней, но об этом мы сможем узнать только из следующих серий.
Татьяна Трейстер, InterMedia