Рецензия на фильм «Туннель. Опасно для жизни»: Сага льда и пламени
Оценка: 7 из 10
Норвежский фильм-катастрофа «Туннель: Опасно для жизни» вышел в российский прокат 26 марта 2020 года. Режиссёр: Пол Ойе. В ролях: Торбьорн Харр, Ильва Фюглегуд, Лиза Карлехед и другие.
Элиза тяжело переживает смерть матери и всё больше отдаляется от отца, у которого появилась другая. Девушка все глубже уходит в себя и находит утешение разве что в подводном плавании. Наотрез отказываясь идти на контакт с потенциальной матерью, она отправляется на рейсовом автобусе к бабушке.
Во время путешествия при переезде через туннель возникает пробка из-за аварии. Роковая случайность – и каменный мешок превращается в ледяной плен с минимальными шансами на спасение. Доступ пожарным и спасателям к туннелю затруднен, поэтому люди остаются предоставленными самим себе.
В норвежских боевиках устраивают гонки по льду с перестрелками. В норвежских детективах следователи никуда не спешат и больше сомневаются, чем действуют. В норвежских хоррорах офисные клерки самозабвенно бродят по лесу под предводительством босса-психопата.
Норвежский фильм-катастрофа – это тоже довольно специфическое зрелище. Действие здесь разворачивается довольно медленно, причем, как в относительно спокойные моменты, так и в центре событий. Бравых спасателей здесь не найти днем с огнем – каждый сломлен и подавлен. Суровая северная природа существует как красивый фон, так что шаблонных двигателей сюжета ждать не стоит.
Закадровый голос в начале фильма обескураживает зрителей новостью, что в вошедших в основу «Туннеля» нештатных ситуациях жертв не было. Впрочем, в фильме всё окажется намного драматичнее. Разбушевавшаяся снежная стихия будет «уравновешена» здесь стихией огня, однако цепочку катастроф запустит сущая мелочь.
Беспрецедентной кажется попытка режиссера Пола Ойе совместить рождественскую семейную драму с фильмом-катастрофой. Из этого пересечения произрастает метафизический подтекст ленты. В картине неоднократно делается акцент на приоритете восточной стороны туннеля над западной, где, несмотря на более развитую инфраструктуру, все усилия по вызволению пострадавших оказываются бессильными. В этом видится намек на родившегося Христа, который приходит с Востока, чтобы спасти заложников загнавшей себя в тупик европейской цивилизации.
Денис Ступников, InterMedia