Fotodom

Евгений Гришковец: «Чего я точно не буду делать, так это разыгрывать спектакли перед камерой»

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ЭПИДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

— У меня были намечены гастроли с 18 по 31 марта по шести городам России — Волгоград, Ростов, Краснодар, Сочи, Симферополь и Севастополь. До последнего момента не было понятно, будут ли они отменены. Уже по дороге стало известно, что спектакли придется перенести. Но я всё равно поехал.

Тогда не было такого натиска информации. Еще буквально 10 дней назад многие не воспринимали этот коронавирус всерьез. Люди приходили к концертным залам и театрам. В четырех городах я встречался возле закрытых дверей театров со зрителями. Понимал, что мое профессиональное и просто человеческое отношение к людям не позволяет сидеть дома. Но уже когда доехал до Симферополя, стало ясно, что поступать так безответственно. Написал об этом зрителям в социальных сетях, и они отнеслись с пониманием. На сегодняшний день я дома, в Калининграде.

О ВЛИЯНИИ КРИЗИСА НА ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

— Да, это большие финансовые и временные издержки. Конечно, за то время, что я нахожусь в самоизоляции, смогу что-то написать. Я писатель. У меня есть еще и эта профессия. А если человек музыкант, оркестрант? Вообще непонятно, каким образом осуществлять такую работу.

Но еще сильнее пострадают люди, которые организуют гастроли. Оплатившие гостиницы, авиабилеты, аренду театров, рекламу. Не все директора театров и концертных залов отнеслись к ситуации с пониманием. Они отказываются переносить мероприятия в надежде, что осенью смогут еще раз взять плату за аренду.

Сложно предполагать, что будет с нашей отраслью, если всё это затянется. Ясно уже сейчас, что очень многие игроки, которые работали в сфере организации гастролей, в профессиональном смысле не выживут. Значит, будут рваться давние, накопленные годами связи. Есть люди, с которыми мы работаем по 15–20 лет. В этой профессии очень важно человеческое и профессиональное доверие. Сейчас как снежный ком копятся жуткие долги. Они просят не сдавать билеты и подержать их до осени. Но кто гарантирует, что осенью всё будет нормально? Конечно, все мы верим, что к сентябрю всё вернется на круги своя и мы не будем страдать в изоляции, но гарантий нет.

В принципе, понятно, что вряд ли нашей отрасли независимых людей культуры и искусства будет оказана государственная поддержка. Мы на это даже не надеемся. Нужно понимать — как только закончится запрет на проведение массовых мероприятий, вывалится огромное количество предложений. Изголодавшиеся артисты, музыканты, певцы буквально ломанутся на сцены разных городов.

О НАПИСАНИИ РОМАНА-АНТИУТОПИИ

— У меня такого желания нет, я знаю, что не умею писать на злобу дня. Знаю, что и без меня этого добра будет так много, что мы в нем просто захлебнемся.

ОБ ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯХ СПЕКТАКЛЕЙ

— То, что я записывал, было сделано профессионально — с большим количеством камер, видеоверсии долго монтировались, чтобы было более или менее полноценное ощущение. Я не считаю, что показы онлайн-спектаклей без зрителей — верная дорога. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Кто-то искренне хочет таким образом поддержать людей, кто-то делает это потому, что привык каждый день работать, а кто-то просто хочет о себе напомнить. Разобраться в этом я не могу. Скажу только, что такими онлайн-спектаклями можно испортить впечатление о работе, которая поставлена, которую нужно смотреть вживую и никак по-другому... Гораздо более верный способ онлайн-существования — делать что-то, не связанное напрямую с театром. Например, читать книжки, как это делают многие актеры и писатели. Организовывать мастер-классы, лекции и так далее.

О СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ КАРАНТИНА

— Я как раз думаю над тем, чем могу быть полезен людям в их свободное время. Уже придумал кое-что такое, чего никогда не делал прежде. Не буду пока анонсировать, но, думаю, те, кто это посмотрит, останутся довольны. Чего я точно не буду делать, так это разыгрывать спектакли перед камерой.

(Даниил Поляков, «Известия», 04.04.2020)

Последние новости