Рецензия на книгу: Пол Трынка - «Игги Поп. Вскройся в кровь»
2020, АСТ
Оценка: 6 из 10.
Название русского издания, может, и соответствует эксцентричности главного героя, но чисто фонетически звучит неприятно. Сочетания звуков «трнк», «вскр», «вкрвь» похожи на какую-то истерическую скороговорку - и, кстати, могут заставить потенциального читателя биографии задуматься, а нужно ли ему близкое знакомство с этой книгой. Тем, кто давно и внимательно следит за изгибами карьеры Джима «Игги Попа» Остерберга, этот томик, конечно, совершенно необходим. Неподготовленному пользователю лучше даже не пытаться: это совсем не тот случай, когда биография может вдохновить на подробное изучение творчества героя. Скрупулёзность и занудство Пола Трынки идёт повествованию только во вред, и русский текст не сильно спасает ситуацию, хотя одним из переводчиков книги стала Анна «Умка» Герасимова, адекватно отразившая рок-н-ролльные реалии.
Британский рок-журналист Пол Трынка взял для этой книги больше сотни интервью; список спикеров приведён в конце и изобилует незнакомыми именами. При этом прямой речи очевидцев в издании почти нет: автор так глубоко проанализировал всё услышанное, что стал, вероятно, главным знатоком творчества и биографии Игги Попа. Делясь своими знаниями со всем миром, Трынка совершенно не учёл, что остальные читатели таким объёмом информации не владеют. И не то чтобы не хотят владеть - но они просто не готовы к такому калейдоскопу событий и персонажей: те самые незнакомые имена выскакивают на каждой странице, и большинство этих персонажей быстро пропадает, видимо, оставляя некий след в судьбе Игги Попа, но не в памяти читателя. Главный герой, конечно, выделяется безрассудным поведением (хотя многие эпизодические действующие лица безуспешно пытались с ним в этом конкурировать), но автор не сделал никаких попыток как-то структурировать повествование, чтобы у публики возникло сопереживание. Ключевые моменты, кульминация, промежуточные выводы, лирические отступления - нет, не слышали. Весь рассказ ведётся в одинаковом, немного лихорадочном темпе, будто автор пишет репортаж со скачек, несясь рядом с лошадьми.
При чтении это невероятно утомляет, ибо подробнейшей документальной хронике от Пола Трынки не хватает как раз художественного взгляда. Возможно, автор сознательно отказался от всех возможных литературных приёмов, но это не пошло книге на пользу, зато придало ей тяжеловесности и многословности. Между тем жизненный и творческий путь музыканта, в котором парадоксально уживались хорошо воспитанный интеллектуал Джим Остерберг и хулиган-наркоман-сексоголик-эксгибиционист Игги Поп, явно нуждается в более изощрённом летописце. Например, документальный фильм про Игги снял Джим Джармуш, и получилась драма о неудачнике, победившем своих демонов и ставшем классиком рока и панка. А как в джармушевском «Gimme Danger» показана трагедия братьев Эштонов, которые начинали с Игги Попом группу Stooges, прославились дикими концертами, а потом не разговаривали с фронтменом 30 с лишним лет! В книге эти и другие факты изложены добросовестно, но скучно, несмотря на галопирующий темп. Богатейший биографический материал представлен по сути в виде быстро приедающегося перечисления поведенческих аномалий и постоянных творческих проблем.
Алексей Мажаев, InterMedia