Рецензия на фильм Егора Абраменко «Спутник»: Свою жизнь превратить в цветы
Оценка: 7 из 10
Фантастический триллер «Спутник» вышел на стриминговых платформах 23 апреля 2020 года. Режиссёр: Егор Абраменко. В ролях: Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров, Фёдор Бондарчук и другие.
Завершив научные исследования, два космонавта возвращаются на Землю. Внезапный удар по корпусу корабля – и вот уже один из них гибнет, а другой – Константин Вешняков (Петр Федоров) – получает серьезные травмы. На дворе 1983 год, до всевозможных послаблений ещё далековато, поэтому по всем телеканалам заявляют, что члены экипажа живы-здоровы.
На самом же деле, Вешнякова помещают в затерянную в степи секретную лабораторию, где бравый офицер (Федор Бондарчук) неотступно наблюдает за ним день и ночь. В помощь пострадавшему космонавту снаряжают немногословного врача Татьяну (Оксана Акиньшина) – сторонницу радикальных методов лечения. Но диагноз чудом выжившего героя шокирует даже бывалую специалистку: внутри Вешнякова поселился инопланетный гость, явно лелеющий недобрые намерения.
«Спутник» родился из короткометражки об оставшемся один на один со своей бедой в квартире неудачливом покорителе межзвездных просторов. Теперь космонавт из комнаты вышел, но до подлинного экшена так и не дошел. Но в этом и заключается оригинальность траектории «Спутника», хотя любители жанрового кино вряд ли будут следить за его полетом как завороженные.
К космосу нынче отношение двоякое. Одни исходят из справедливого, в общем-то, тезиса о том, что говорить плохо о Юрии Гагарине могут только полные негодяи. Другие не менее убедительно доказывают, что негоже увеличивать бюджет на космические исследования, в то время как многим людям нечего есть. «Спутник» лавирует между обоими этими мнениями, ретушируя социальный контекст ради психологического.
Героизм Вешнякова и его окружения в фильме под вопрос не ставится. В то же время, нам постоянно напоминают о жертвах, которые оказываются у ног героев на пути к их подвигу. Забывая о внутреннем содержании ради внешних регалий, такие люди не замечают, как растят внутри себя отвратительных монстров. А когда спохватываются, зачастую изменить уже ничего невозможно, поскольку темная сторона личности полностью поглощает собой светлую.
По мнению создателей фильма, подобный дракон есть у каждого – вопрос лишь в его масштабах и условиях содержания. Озвучена эта мрачная идея, как ни странно, песней «Миллион алых роз», благодаря которой мы понимаем, что перед нами очередная вариация на тему, нет, отнюдь не «Чужого», а "Красавицы и чудовища". Забавно наблюдать, с каким рвением эти собратья по несчастью пытаются культивировать аленький цветочек, чтобы перед их духовным взором вместо выжженной солнцем степи открылась «площадь цветами полна».
Денис Ступников, InterMedia