Рецензия: Анита Цой - «Нации победителей посвящается...»
2020, Анита Цой
Оценка: 8 из 10.
Из-за эпидемии коронавируса празднование 75-летия Великой Победы проходит без должного размаха. Причина переноса военного парада на Красной площади объективна и уважительна - не до парадов, пока медики без сна и отдыха спасают заболевших. В то же время в вынужденном «секвестировании» праздничных мероприятий можно проследить и положительный момент: мы увидели и услышали гораздо меньше казённых «датских» каверов военных песен и сборных концертов, на которых аккуратные поп-певцы стараются делать сложные и скорбные лица, как бы гордясь подвигом незнакомых им прадедушек. Если бы не пандемия, этого добра было бы хоть отбавляй: надеть гимнастёрку, спеть про землянку, отметиться в списке...
Хорошо, когда тематические альбомы выпускают только те, для кого это действительно важно. Кто помнит фронтовиков, кто с детства трепещет, слыша песни из «Белорусского вокзала» и «Офицеров», кто не может испортить эти произведения бездумным исполнением и не станет переигрывать со скорбью или пафосом, записывая их. В этих песнях нельзя фальшивить, но те, кто поёт их, только чтобы отметиться, обычно и не чувствуют в своём исполнении никакой фальши.
Словом, ваш рецензент относится к сборникам кавер-версий военных песен с завышенными требованиями и к прослушиванию приступает с некоторой опаской. Альбом Аниты Цой тоже дал повод для подозрений - прежде всего своим «официозным» названием и героическим снимком штурма Рейхстага на обложке. Однако уже знакомство со списком песен первоначальные опасения во многом развеяло: здесь нет торжественных маршей, а собраны большей частью тихие, душевные, трогательные песни - «В землянке», «Тёмная ночь», «На безымянной высоте», «В лесу прифронтовом», «Журавли», «Где же вы теперь, друзья-однополчане» и т.д. Они, конечно, тоже могут пострадать от неаккуратного исполнения, но не в этом случае. Анита Цой отнеслась к военной классике даже бережнее, чем можно было ожидать: во-первых, для аккомпанемента использованы только акустические гитары и баян, а в записи участвовало лишь пять музыкантов - сама Анита, баянист Сергей Алексеев и вокальное трио «Реликт». Во-вторых, песни писались без студийных ухищрений: музыканты репетировали, а потом записывались вживую, одним дублем, без склеек. Как объясняет певица, ей «хотелось, чтобы они звучали по саунду так, как их исполняли в землянках, в военных госпиталях, на привалах и в тылу».
Ещё больше аутентичности альбому добавляют подлинные архивные «звуки войны»: голос «Советского информбюро» Юрий Левитан, грохот канонады, треск костра, строевые шаги и т.д. Это всё могло не сработать, если бы Анита Цой выбрала чуть неточную интонацию, однако она не ошиблась: низкий голос, взволнованный тембр и при этом очень профессиональное исполнение создают щемящую атмосферу «праздника со слезами на глазах». Альбом не очень приспособлен для торжественных празднований 9 мая - зато он будет более чем уместен в семьях, где помнят и чтят родных, а не абстрактных фронтовиков.
Алексей Мажаев, InterMedia