постер к фильму

Рецензия: документальный фильм «Вудсток: Три дня, изменившие поколение»

Оценка: 8 из 10.

Документальный фильм «Вудсток: Три дня, изменившие поколение» (2019, Woodstock, режиссёры - Барак Гудман и Джеймила Эфрон) доступен на сервисе «КиноПоиск HD».

Один из главных опен-эйров в истории прошёл с 15 по 18 августа 1969 года в 150 километрах к северу от Нью-Йорка под официальным названием «Вудстокская ярмарка музыки и искусств». К 50-летию этого легендарного события в свет вышел документальный фильм, который удивительным образом объединяет романтические мифы о Вудстоке и взгляд организаторов, для которых фестиваль стал грандиозным коммерческим провалом (они, правда, об этом вроде бы не жалеют).

К этой ленте нельзя применить обычную конструкцию «сняли фильм»: здесь нет ни единого нового кадра, весь видеоряд составлен из архивных видеозаписей с вудстокского поля, благо в них не было недостатка. Рассказывающие о фестивале организаторы и зрители представлены в фильме лишь в виде голосов и титров, а их воспоминания иллюстрируются яркими и, как правило, уместными видеофрагментами. Авторы ленты аккуратно следили за тем, чтобы не впасть в какой-то пафос и дать подробную и объективную документальную картину - при этом передав и атмосферу, сделавшую этот фестиваль легендарным и во всех смыслах эталонным. Глядя на кадры 50-летней давности, поневоле вспоминаешь и относительно недавние российские опен-эйры, организаторы которых и в новом тысячелетии безуспешно пытаются не повторить ошибок вудстокских первопроходцев, снова и снова воспроизводя пробки, грязь и нехватку туалетов.

Создатели фильма «Вудсток: Три дня, изменившие поколение» сохраняют нейтралитет в споре между теми, кто считает Вудсток «фестивалем музыки, любви и свободы», и теми, кто уверен, что это были «три дня наркомании и разврата». Обе стороны, несомненно, правы, поэтому и те, и другие найдут в ленте аргументы в подтверждение своей точки зрения. При этом фильм затрагивает и темы, которые применительно к Вудстоку возникают редко: например, авторы рассказывают о том, что для организаторов идея устроить музыкальный фестиваль была сопряжена не только с праздником, но и с желанием хорошо заработать. Кроме того, на поле ждали 50 тысяч человек, а приехало полмиллиона. Только ли любовь к музыке понесла молодёжь со всей Америки в Вудсток? Зритель фильма придёт к выводу, что в этой точке одновременно сошлось слишком многое: протест против войны во Вьетнаме, убийства Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, философия хиппи, новая музыка, новые вещества. Афиша фестиваля в Вудстоке стала для юношей и девушек приглашением в мир любви и свободы, в котором нет места нудным взрослым и лицемерным политикам.

У многих даже были купленные билеты, но они не пригодились: идея обнести место проведения забором и устроить платный вход провалилась из-за нехватки времени и беспрецедентной «явки». Организаторы отнеслись к финансовым потерям философски, но особо расслабиться им так и не удалось: пока зрители занимались любовью и расширением сознания (или, если угодно, развратом и наркоманией), менеджмент решал вопросы с закончившимися продуктами, медицинской помощью, уборкой территории, вёл переговоры с губернатором штата и организовывал вертолётную доставку застрявших в пробке музыкантов.

Музыки в фильме много, но она тут, если честно, не главный герой. В списках участников фестиваля вы найдёте как суперзвёздные имена, так и совершенно за эти 50 лет забытые. Но документальные кадры свидетельствуют, что всех музыкантов встречали восторженно - было даже не важно, что они там поют; так, Ричи Хейвенс прямо на сцене придумал импровизированную песню «Freedom», и она стала, пожалуй, его главным хитом. Музыка здесь выступала в качестве одного из символов свободы и антуража этого «праздника непослушания» - который для большинства причастных остался всё же светлым воспоминанием.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости