Рецензия на сериал Райана Мёрфи «Голливуд»: Самая красивая американская мечта
Оценка: 9 из 10
Премьера сериала «Голливуд» состоялась на Netflix 1 мая 2020 года. Авторы идеи и сценария: Райан Мерфи и Иэн Бреннан. В ролях: Дэвид Коренсвет, Даррен Крисс, Лора Хэрриер, Самара Уивинг, Джим Парсонс и другие.
Голливуд второй половины 1940-х годов. Молодые таланты отправляются покорять «Фабрику грез». Красавчик Джек только вернулся со Второй Мировой войны и мечтает стать звездой, кроме того, его жена ждет двойню. Темнокожий гей Арчи пытается протолкнуть прогрессивный сценарий фильма «Пег» – про Пег Энтвистл, молодую актрису, которая покончила с собой, прыгнув со знака «Голливуд». Его бойфренд – будущая звезда Рок Хадсон, которая только начинает осознавать себя как гомосексуалиста, а лучший друг – режиссер Рэймонд с азиатскими корнями. Платиновая блондинка Клэр мечтает стать актрисой, но ее отец – владелец киностудии – категорически против. В то же время темнокожая Камилла выглядит самой талантливой из всех, но режиссеры стараются этого не замечать, предлагая ей только роли глупых служанок. Вскоре судьбы всех героев пересекутся.
Райан Мерфи снял, возможно, свой лучший сериал, хотя многие западные критики с этим категорически не согласны и придерживаются строго противоположного мнения – что знаменитый шоураннер исписался. Их понять можно – создатель «Частей тела», «Американской истории ужасов» и «Политика» сделал новый сериал в совсем другой манере, нежели от него можно было ожидать. Первые несколько серий раскрывают главных героев, акцентируя особое внимание на их проблемах, связанных с цветом кожи, сексуальной ориентацией, полом и возрастом. Но уже к третьей-четвертой серии к этим вопросам начинают возвращаться исключительно по делу, а упор делается на, собственно, съемке кино. Сюжет становится по-настоящему интересным, а герои, словно фигуры с шахматной доски, встают в весьма непростой комбинации – зритель будет сочувствовать всем одинаково, хотя почти сразу будет понятно, что не все персонажи закончат партию в выгодных позициях.
«Голливуд» – это даже не альтернативная история в духе «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. Это самая настоящая сказка. В 2017 году Райан Мерфи снял «Вражду» – сериал про противостояние двух звезд той же эпохи – Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд. Это был байопик, максимально приближенный к реальности. Теперь же перед зрителем предстала вольная фантазия на тему того, каким мог бы быть (и должен быть) Голливуд. От Мерфи ожидали, что он жестко проедется по нравам той эпохи, высмеет конформизм, расизм и другие неравенства, а он вместо этого признался в любви к Золотому веку – с его пышными нарядами, уже забытыми жанрами, удивительной смесью разврата и элегантности в поведении, а также страстью к тому, чтобы делать настоящее кино, а не зарабатывать на продаже игрушек по его мотивам. Для синефилов «Голливуд» и вовсе может показаться раем. С первых серий вплоть до самого финала то тут, то там будут мелькать камео в виде звезд той эпохи вроде Вивьен Ли или Хэтти Макдэниел, трагедия первой прославившейся китайской актрисы Анны Мэй Вонг здесь занимает особое место, а к фильмам, которые будут объявлять на финальной церемонии вручения «Оскара», стоит прислушаться – все это сейчас уже не просто старые кинокартины, а настоящая классика.
В то же время сериал мягко убрал весь негатив той эпохи. Кодекс Хейса и расизм южных штатов здесь оказывают очень вялое влияние на происходящее, а про харассмент со стороны продюсеров, холодную войну и антикоммунистическую охоту на сценаристов никто, кажется, и вовсе не слышал.
Райан Мерфи не пошел по избитому пути, показывая проблемы неравенства и ущемления различных меньшинств. Вместо этого он решил все проблемы – с той же легкостью, с какой решают свои проблемы его персонажи. Он с самого начала ставит зрителей перед фактом – в этом мире есть геи, чернокожие, азиаты, женщины, а также уже пожилые люди, которых кинематограф часто, что и меньшинства, выкидывает на обочину, не оставляя для них нормальных ролей. Но дальше Мерфи не оказывает таким героям никакой особенной поддержки, никак специально их не выделяя, а просто бросая в самую бурю событий. Находясь в идеальной версии Голливуда, без расизма, сексизма и прочих «измов», его герои из числа меньшинств, будучи не менее талантливыми, чем конформные молодые гетеросексуальные белые люди, оказываются в состоянии сами проложить себе дорогу и реализовать себя. И внезапно выясняется, что если дать возможность работать талантливым специалистам из числа меньшинств, то трагедии не произойдет. Вместо этого они смогут сделать все вместе картину, которая окажется кассовым хитом и соберет все награды, а также прекрасно и мирно уживутся вместе с белым гетеросексуальным большинством, которое здесь показано ничуть не менее красивым и талантливым, а также не лишенным собственных проблем.
Сказка работает, показывая приятных персонажей, красивую картинку и решение сложных вопросов одним росчерком пера или одним гениально снятым фильмом – и все это куда больше мотивирует поддерживать то самое пресловутое «дайверсити», чем какой-нибудь «Капитан Марвел», «Черная Пантера» и им подобные вещи.
Павел Соломатин, InterMedia