Рецензия на фильм «Гроза»: Ставят капканы успешные воры — рабы на раба
Оценка: 7 из 10
Премьера трагикомедии «Гроза» состоялась 21 мая 2020 года на видеоплатформе Premier. Режиссёр: Григорий Константинопольский. В ролях: Любовь Аксёнова, Виктория Толстоганова, Алексей Макаров, Иван Макаревич, Александр Кузнецов и др.
В волжском городе Калинове снова праздник: мэр Савел Прокофьич Дикой (Алексей Макаров) затеял предвыборную кампанию. Пока толпы граждан томятся в очереди за положенными им по особому случаю деньгами, рэпер Кулигин (Иван Макаревич) устраивает одиночный пикет и попадает в полицию. А племянник мэра Борис (Сергей Городничий) понимает, что влюбился в Катерину (Любовь Аксёнова) — сноху владелицы прибрежного ресторана Марфы Игнатьевны Кабановой (Виктория Толстоганова).
Катерина испытывает к забитому родственнику градоначальника взаимные чувства, но ей совестно изменять мужу Тихону (Василий Буткевич). Удобный случай представляется, когда покорный супруг, по воле матушки, отправляется по делам в другой город. Гроза неминуема…
Григорий Константинопольский нашел золотую жилу — осовремененные киноадаптации русской классики. В позапрошлогоднем «Русском бесе» маячила тень Достоевского, на очереди - «Мёртвые души» Гоголя. Теперь же мы имеем дело с интерпретацией самой известной пьесы Александра Островского, которая и по сей день вызывает жаркие споры. Сбросив идеологические путы трактовок произведений школьной программы, традиционалисты объявляют экзальтированную Катерину отрицательной героиней, а либералы, наоборот, видят в ней воплощение экзистенциального бунта против всесильного Рока, классифицируя «Грозу» как трагедию, а не драму.
Григорий Константинопольский ближе ко вторым, но постмодернистская закалка побуждает его творить трагикомедию. Видимо, памятуя о том, что Николай Добролюбов назвал героиню Островского «лучом света в темном царстве», режиссёр весь фильм заставляет ее расхаживать в белых одеждах. Но толку от этого немного, ведь, судя по «Русскому бесу», Константинопольского увлекает не столько поиск истины как таковой, сколько препарирование неистребимой русской хтони.
А в этом отношении за последние 150 лет мы не шибко изменились. Ну, разве что, Кулигин вместо изобретения «Перпетуум Мобиле» мечтает записать остросоциальный рэп под таким же названием, а странница Феклуша (Мария Шалаева) своими бредовыми россказнями о «людях с песьими главами» не бороздит пространство мифа, а всего-навсего цинично ловит «хайп».
Конечно, эпизоды с поклонами Катерины мужу в ноги и воплями по поводу его отлучки кажутся чересчур архаичными. Но Константинопольский явно не боится вызвать у зрителя ощущения перебора и нарочно помещает их в китчевый антураж, подбавляя треша и угара песнями Любови Успенской и диковатым лубочным ремиксом на «Не плачь» из репертуара Тани Булановой. Вкус ему, впрочем, порою изменяет: серенада мультяшных дельфинов в сцене свидания Катерины с Борисом откровенно выглядит «вставной челюстью».
Зато гнетущая атмосфера русской глубинки работает в фильме на оправдание героев. По сравнению с уверенной в собственном благополучии Кабанихой Островского, героиня Виктории Толстогановой отнюдь не кажется владычицей «темного царства», поскольку, наравне с подчиненными, вынуждена изо дня в день крутиться, стараясь удержать на плаву явно убыточный ресторанный бизнес. Да и красоты подновленного к своему 1000-летию Ярославля (где снимался фильм) отдают кладбищенским духом. Патриархальные пейзажи напоминают о песне группы «Телевизор» «А по берегам», написанной в этом городе во время теплоходной прогулки вдоль ютящихся на набережной Волги коттеджей, где по сей день наверняка разворачиваются драмы, похлеще описанных в «Грозе»:
А по берегам
Люди строят заборы,
Сажают на цепи
Угрюмых собак.
Ставят капканы
Успешные воры
На лузера-вора,
Рабы на раба.
Русская классическая литература, рок, шансон, рэп — это далеко не всё, из чего состоит «Гроза» Константинопольского. В конце фильма мы видим, как герои выпивают в той же самой ярославской пивной, где кутили работяги в «Афоне» Георгия Данелии! Так возникают неожиданные параллели между Тихоном и Кулигиным с одной стороны, и, сантехником Афанасием и штукатуром Николаем — с другой.
И тут уж «проклятые вопросы» выходят на новый виток, кто виноват, на самом деле, «тёмное царство» или неискоренимые пороки обычных людей «без царя в голове»?
Денис Ступников, InterMedia