Евгений Христолюбов

Рецензия: документальный фильм «Music vs COVID-19 World Tour — музыкальная индустрия в условиях пандемии»

2020, Mint Music Home

Оценка: 9 из 10.

Документальный фильм команды фестиваля «Дикая мята» о судьбе летних опен-эйров в период пандемии коронавируса доказывает, что для производства качественной ленты не обязательны загранкомандировки, дорогое оборудование и спецэффекты. Оказывается, достаточно, нормальной видеосвязи и нескольких заинтересованных профессионалов как среди героев фильма, так и среди его создателей. Лента, представленная в сети практически «с колёс» (основная часть съёмок прошла 20 мая 2020 года), стала едва ли не самым внятным и актуальным на данный момент высказыванием на тему «Музыкальная индустрия в условиях пандемии».

Продюсер перенесённой на неопределённый срок «Дикой мяты» Андрей Клюкин поговорил со своими коллегами - организаторами летних фестивалей из разных стран мира. Среди героев фильма оказались Сергей Мельников (Park Live перенесён на 2021 год), Илью Бортнюк (планирует провести «Стереолето» в сентябре), Сергей Силушин («Доброфест» перенесён на 2021 год), Михаил Шурыгин («Рок над Волгой» перенесён на неопределённый срок), а также представители фестивалей Glastonbury (Великобритания), Colours of Ostrava (Чешская Республика), (Россия), OpenAir St.Gallen (Швейцария) и др. Все эти люди не так часто появляются в публичном пространстве, так что в ленте представлена своеобразная «команда мечты» из промоутеров, которые лучше всех разбираются в предмете, причём на практике. Поэтому они не тратят время на причитания о «чудовищной ситуации», а увлечённо говорят по делу, иногда даже с цифрами, углубляясь в тайны фестивального бизнеса. Реплики каждого героя сопровождаются строчкой с переводом (наших на английский, иностранцев - на русский) и двуязычными титрами с именем и названием представляемого фестиваля. Тут нужно похвалить создателей фильма: казалось бы, элементарное решение с титрами, но масса монтажёров документальных лент им пренебрегают, и зритель должен мучительно вспоминать, а кто же этот джентльмен, которого последний раз представили 20 минут назад.

В то, что эпидемия смешает все планы на лето, сначала мало кто верил, хотя Мельников сразу понял, что в случае с Park Live переносы на месяц-другой не сработают. Остальные надеялись провести свои мероприятия позже в этом году - но это такой бизнес, в котором подготовку к событию нужно начинать сильно заранее: контракты с артистами, логистика, строительство сцен и т.п., поэтому довольно скоро стало понятно, что говорить о новых конкретных датах можно будет только после появления какой-то ясности со снятием ограничений на массовые мероприятия. Такой ясности нет до сих пор, впрочем, промоутеры уверены, что пандемия изменит, но не убьёт рынок.

Самой драматичной частью фильма стала главка о государственной поддержке пострадавших от карантина творцов и организаторов. Причём команда «Дикой мяты» обошлась без каких-то выводов, потому что гигантские различия в объёмах поддержки говорят сами за себя. В Германии люди творческих профессий получили денежную помощь в сумме от 5 тысяч евро, а музыкальной индустрии на восстановление будут выделены миллиардные суммы. На 80% покрываются затраты на зарплату сотрудников, не работающих из-за приостановки музыкальной индустрии. У нас... Показательно, что наши промоутеры и не надеялись на какую-то серьёзную поддержку от государства и стратегии выживания своего бизнеса строили без расчёта на это. Лишь Михаил Шурыгин в месяц 75-летия Победы позволил себе реплику об уровне жизни победителей и побеждённых - и пошёл дальше разрабатывать планы возрождения «Рока над Волгой». Сергей Мельников и другие отметили, что благодаря успешным концертам удалось заработать «подушку безопасности», но она не бесконечна: если осенью массовые мероприятия не будут возобновлены, многим придётся подумать о закрытии бизнеса.

Интересно, что даже те промоутеры, которые вынужденно переключились на проведение онлайн-мероприятий, скептически относятся к концертам «на удалёнке». Они уверены, что выступления по интернету никогда не заменят настоящих концертов, на которые люди ходят общаться, орать, отрываться - на дом такие эмоции не доставишь. Когда герои фильма рассуждают об этом, они сами становятся немножко похожи на слэмующих подростков: зритель понимает, что такое романтичное отношение к концертам и заставляет промоутеров вкладывать столько сил, времени и эмоций в этот непростой бизнес.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости