Илья Золкин

Театральный продюсер Леонид Роберман: «Самые страшные потери, которые понесет страна, не финансовые, а духовные»

О СИТУАЦИИ С ТЕАТРАМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

- Пока я понимаю, что живу с ощущением мата на языке. От вынужденного простоя, от бездействия, от того, что я не понимаю, что, как и куда. От того, что есть невероятная энергия, которой не найду способа применить. От тех безумных разговоров и постановлений, которые связаны с этой ситуацией. Поначалу я очень огорчался от наличия постоянного ощущения мата на языке. А потом – обрадовался. Это энергия. Это – созидательная энергия. Да и потом, а как можно в России – и без мата. Тогда бы не было ни Гоголя, ни Толстого (я уж не говорю о Веничке Ерофееве).

РАЗВЕ ТЕАТР ЗАКРЫЛСЯ НАВСЕГДА?

- Сегодня – да. Думаю, что за все время существования театра – это самый страшный для него период. Самые страшные потери, которые понесет страна, не финансовые, а духовные. Мы имеем дело с вырубленным отрезком времени без культурного фона. Самое страшное не то, то сделано, а то, что не сделано. Это не поставленные спектакли, нереализованные замыслы, несыгранные концерты, отсутствие репетиций. С одной стороны, это – нездоровый урон, который понесла каждая страна. С другой – сейчас должны были пройти выпускные экзамены, а артисты, которые заканчивали профильные вузы, должны были показываться в театре. А они не могут этого сделать и потому, что дипломные спектакли недорепетированы, и потому, что некому и не для кого показывать их. В результате мы потеряем определенную прослойку. Кто-то скажет: да ну ладно, театров полно, труппы огромные. Да, но каждый год по 2-3 человека должны быть приняты в труппу. Иначе произойдет, как в вязании: один стежок пропустил, глядишь – образовалась дырка. А как поступать в вузы? Невозможно себе представить, чтобы набор шел онлайн. Это какая-то энергия, «зараза», когда человек зашел на экзамен, ещё рот не открыл, а ты уже понимаешь, что перед тобой – актер.

О РОЛИ ВЛАСТЕЙ В СУДЬБЕ ТЕАТРА

- Есть вещи, которые зависят от постановлений людей, которые управляют культурой. Так вот, сейчас многое может быть сделано для того, чтобы эта потеря стала более глубокой и невосполнимой. Выжить – это забота нашего государства. А вот какими мы выживем, озлобленными, разуверившимися, одичавшими, ненавидящими друг друга – это вопрос искусства. Театр – это возможность пережить катарсис, выплакаться и выкричаться. Когда-то Бернард Шоу сказал, что уровень развития государства определяется уровнем отношения его к театру. На мой взгляд, лучше, чтобы толпа была в очереди за билетами, нежели на улице и с камнями.

О ГУБИТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ» ДЛЯ ТЕАТРА

- Роспотребнадзор уже согласился с представителями авиации, что нельзя рассаживать пассажиров в шахматном порядке. Потому что это повлечет за собой негативные последствия, начиная с повышения цен на билеты. А у меня вопрос к Роспотребнадзору: чем зрительный зал театра отличается от салона самолета, и как они будут проходить на свое место? Весь ряд должен подняться, отойти на «социальную дистанцию» и пропустить этого человека? А как, простите меня, люди будут ходить в туалет? Тоже в «шахматном порядке»? А что будем делать со сценой? А как там Отелло будет душить Дездемону – тоже на «социальной дистанции»? Я не понимаю, почему в данном случае, одним разрешают, а другим – нет. Самолет – это «реальные потери» для государства, а театр – нет.

О ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА АКТЕРАМ

- Безусловно, помогает. Только, опять же, выборочно. Государство выделяет субсидии на выплаты заработной платы штатным работникам государственных театров. А нештатным работникам государство не помогает. Почему одни люди являются «более людьми», чем другие? Хотя я понимаю, что частная собственность в России всегда декларировалась, но никогда не охранялась. Замминистра Косарева заявила, что не знает, где брать статистику количества спектаклей за год по негосударственным театрам. Так пусть запросит ее непосредственно у них или Ticketland – и данные с готовностью предоставят.

ОБ ОПАСНОСТИ, ЧТО ЗРИТЕЛЬ ПОБОИТСЯ ИДТИ ОСЕНЬЮ В ТЕАТР

- Предлагаю дать возможность зрителю решать самому. Согласно недавнему опросу, многие ответили, что первым делом после самоизоляции пойдут в театр. Сейчас я опасаюсь не столько последствий, которые может принести коронавирус сам по себе, сколько необдуманных шагов нашего государства. Опасаюсь, что могу потерять команду, которую создавал 24 года. Я даже придумал для себя такую фразу: эти люди были со мной, когда мне было хорошо, а теперь я должен быть с ними, когда им плохо. Хорошо, что у меня в эти два месяца была возможность им помогать. Но еще через два месяца ее уже не будет. Если мы придем к «шахматному порядку», то у нас есть опасность вернуться к 1880 году, когда артистам императорских театров было запрещено участвовать в постановках театров частных. Театр, зависящий от финансовых вливаний, обязан противиться определенных норм, которые диктует власть.

О ПОДДЕРЖКЕ ЧАСТНЫХ ТЕАТРОВ

- В Италии все театры были закрыты 8 марта. А уже 17 марта вышло постановление правительства, где были утверждены меры поддержки сферы культуры, которые распространялись в равной степени на государственные и негосударственные культурные учреждения – театры, кинотеатры, музеи, концертные площадки, билетные операторы, и агенты – организаторы фестивалей, концертов и иных развлекательных мероприятий. Им были даны субсидии, которые покрывали 80% зарплаты. Также им были выделены по 600 евро – при условии, что они отчисляли деньги в пенсионные и иные фонды. Кроме того, необходимым условием для поддержки компаний было определенное количество проведенных в январе-феврале 2020 года спектаклей.

(Business FM, 31.05.20)

Последние новости