Рецензия на фильм «Ширли»: Что происходит с пропавшими девчонками?
Оценка: 6 из 10
Биографический триллер «Ширли» стал доступен в цифровых магазинах 5 июня 2020 года. Режиссёр: Жозефин Декер. В ролях: Элизабет Мосс, Логан Лерман, Майкл Стулбарг, Одесса Янг, Райан Спан и другие.
Актриса, ставшая режиссёром, Жозефин Декер громко заявила о себе на фестивале независимого кино «Санденс», когда два года назад показала там свой полнометражный дебют «Мадлен Мадлен». Картина резко выделялась из потока американского инди за счёт своего фрагментарного повествования, трудно складываемой сценарной мозаики, от которой порой начинал закипать мозг, и крайне экспрессивной режиссуры, моментально отталкивающей одних и напрочь завораживающей других. И вот выходит её второй проект – «Ширли», стилистическая сестра «Мадлен», которая также навела шороха на «Санденсе», заскочив потом и на Берлинале.
Дебют повествовал о театральной постановке, здесь речь заходит о литературе. Главная героиня – Ширли Джексон (Элизабет Мосс), успешная и востребованная писательница хорроров, которая, например, написала «Призраки дома на холме», прекрасно экранизированные Майком Флэнеганом в одноимённый сериал от Netflix. Биографические начинания, тем не менее, не перерастают в полноценный и классический байопик, наглядно демонстрирующий творческий путь противоречивой писательницы. Да, Ширли постоянно остаётся в центре внимания – будучи такой эксцентричной и экстравагантной женщиной, по-другому она, кажется, и не умеет – однако основной сюжет всё-таки вращается вокруг новых постояльцев в её доме.
Муж Ширли, Стэнли (Майкл Стулбарг), является профессором в университете, где хочет работать молодой Фред (Логан Лерман), аспирант, пишущий свою диссертацию под руководством как раз Стэнли. Жена Фреда, Роуз (Одесса Янг), приезжает вместе с ним и готовится стать мамой, а также является большой фанаткой творчества Ширли Джексон. Вчетвером они завтракают и ужинают, общаются и спорят, постоянно сближаясь друг с другом. И вот Фред уже начинает смахивать на Стэнли – он всё ближе к мечте стать преподавателем и всё чаще заглядывается на других девушек, без чего не может жить и его наставник. Роуз же сближается с Ширли, теряющей связь с реальностью, и сама начинает постепенно во всём сомневаться, полагаться на сомнительные ритуалы, воспетые писательницей в своих коротких страшилках, и вести себя, откровенно говоря, странно.
По ходу фильма зритель также всё больше озадачивается происходящим, пытаясь понять, что в этой сюрреалистичной картине действительно происходит. «Ширли» отличается крайне экспрессивной режиссурой: камера постоянно в движении, чередуя крупные планы с общими, расфокус с макро-съёмкой, а резкий монтаж, в свою очередь, подчёркивается точно такой же резкой музыкой преимущественно струнных инструментов. Декер старательно пытается заставить зрителя ощутить себя героем романа Ширли Джексон, превращая то, что начиналось как семейная и личностная драма, в настоящий готический хоррор.
Актёрский состав фильма сгенерирован будто бы специальной вычислительной машиной, анализирующей текущие роли и актёров, уже игравших нечто подобное ранее, отчего попадания в итоге математически верные. У Мосс прекрасно получаются женщины не в себе – мы видели её в подобном образе в «Человеке-невидимке», «Её запахе» и «Мы». У Стулберга хорошо выходят болтливые профессора-интеллектуалы – этому пример «Назови меня своим именем» (правда, там он отнюдь не бабник). У Лермана удаются роли смазливых пай-мальчиков («Хорошо быть тихоней» и «Возмущение»). В общем, все на своих местах, каждый хорош в своём амплуа. Выше головы также никто не прыгнул.
Вычурность постановки и череда неоднозначных художественных решений может отпугнуть зрителя во время просмотра «Ширли», но, с другой стороны, Джексон была точно такой же неоднозначной и противоречивой личностью, к которой попросту невозможно относиться категориями «нравится»/«не нравится». Поэтому второй режиссёрский проект Жозефин Декер, хоть и мало отличается от её дебюта, всё же стоит включить, даже если вам не понравилась «Мадлен Мадлен». Хотя бы ради такого актёрского состава.
Вадим Богданов, InterMedia