постер к сериалу

Рецензия на сериал Елены Хазановой «Надежда»: Бело-сине-красный воробей

Оценка: 7 из 10

Премьера отечественного 16-серийного боевика «Надежда» состоится на платформе Start 18 июня 2020 года. Режиссёр: Елена Хазанова. В ролях: Виктория Исакова, Александр Кузьмин, Алексей Морозов, Вероника Корниенко, Ася Громова, Алексей Гуськов, Юлия Ауг и другие.

Устали от того, как Голливуд штампует фильмы и сериалы о крутых международных киллерах, прошедших суровую советскую школу по подготовке шпионов и безжалостных убийц? Тогда вот вам альтернатива – та же тема, но уже нашего современного производства, без западной «клюквы», в узнаваемых реалиях и на русском языке. Новый оригинальный проект сервиса Start «Надежда» предлагает зрителю отечественный ответ всем зарубежным жанровым аналогам: это вам и бессоновские «Никита» с «Анной», и «Взрывная блондинка» в приглушённых тонах московских спальных районов, и фантазия на тему того, как нужно было преподносить «Красного воробья», чтобы фильм не казался столь невыносимо нелепым и унылым.

При всём при этом «Надежду» не поворачивается язык назвать калькой всех вышеперечисленных картин. Во-первых, зритель в кои-то веки не рискует быть парализованным очередной экстравагантной попыткой голливудских киноделов изобразить сложную русскую душу главной героини и скарикатурить Советский Союз/Россию (говорим про «Анну» и «Воробья» в частности). Во-вторых, хоть по меркам западного кинематографа сюжет о наёмнице, ведущей двойную жизнь, уже никого не удивит и напрочь вторичен, а среди сериалов и вовсе невозможно конкурировать с британской «Убивая Еву», в контексте российского кино «Надежда» всё же ощущается продуктом относительно свежим и интересным. Поэтому пришла пора остановиться на истории, её подаче и главной героине.

Виктория Исакова играет Надежду. Актриса, которая одинаково успешно может сыграть и чопорную бизнесвумен («Нежность»), и воспитанную интеллектуалку («Эпидемия»), и целеустремлённую спортсменку/любящую мать («Один вдох»). Последний фильм, кстати, тоже ставила Елена Хазанова, поэтому тандем актриса-режиссёр мы имеем хорошо сработавшийся. Был, кстати, у Виктории и опыт в боевиках – в сериале «Любовь с оружием» он играла Любу, кхм, с оружием. В «Надежде» мы сразу же знакомимся с главной героиней в её амплуа безжалостной убийцы, которая профессионально входит в доверие к крупному бизнесмену и затем буднично расправляется с ним в пустынном ночном парке.

Выполнив очередное задание, Надежда возвращается домой. Там она известна как любящая мама и жена, работающая стюардессой высшего класса, чем объясняются её длительные отсутствия и путешествия по миру (в первых эпизодах не ясно, получает ли она заказы в других странах). Естественно, частые «командировки» сказываются на атмосфере внутри семьи – ребёнок-подросток бунтует и закатывает истерики, муж понимает, что их отношения идут куда-то не в правильном направлении.

Параллельно «нашим дням» зрителю показывают флэшбеки из 90-х, историю становления юной Нади (молодую версию играет Вероника Корниенко) на путь ассасина. От момента её тюремного заключения за убийство милиционера и затем – вербовка таинственным и суровым оперативником по имени Лев (Александр Кузьмин), обучение, первое задание и всё в таком духе. Стилистически «прошлое» и «настоящее» неотличимы друг от друга, кроме того, линия с 90-ми по первым сериям ощущается крайне банальной и сухой, словно бы нам внезапно включили невнятный ремейк ремейка «Ханны», пока мы отвлеклись проверить, не появится ли в касте Юрий Борисов из «Быка».

По словам создателей сериала, они вдохновлялись комиксом «Ходячие мертвецы» и вселенной Marvel. От первых они взяли формат – насыщенный событиями боевик, умещающийся в получасовую серию. На самом деле, в этом сразу вырисовывается преимущество проекта, ведь кого в 2020-м удивишь сериалом-триллером про шпионов с сериями по часу? Чтобы с таким форматом удержать зрителя у экрана до конца сезона нужно быть ни больше ни меньше сценаристами «Родины» или «Американцев», а такое далеко не всем дано. Поэтому даже с провисающей «историей становления» героини «Надежда» при всём желании не сможет вам наскучить и с большой вероятностью, наоборот, будет только подзадоривать ваш интерес к следующим сериям.

Что касается Marvel, то Елена Хазанова характеризует свой сериал как «Джессика Джонс в Готэм-Сити» (да, мы знаем, что Готэм из другой вселенной, но аналогию вы прекрасно поняли). С одной стороны – яркая сильная героиня в центре истории, разжигающая феминистический дискурс вокруг сериала (предыдущий проект Start также отлично сработал на этом поприще, речь про «257 причин, чтобы жить»). Надежда получилась смелой героиней для Исаковой и персонажем достаточно комплексным, чтобы выделяться не только в портфолио актрисы, но и на российском телевидении вообще.

Мир «Надежды» не совсем похож на привычный нам. События происходят в Москве, но Москва эта словно бы тень реальной. Нас не водят по Арбату и не тычут в лицо безвкусными высотками Москоу-Сити, мы попадаем в какой-то условный мир по мотивам знакомого города. Как Готэм у Тодда Филлипса создан по мотивам Нью-Йорка. Пока не ясно, как хорошо и будет ли вообще работать «Надежда» на создание/расширение собственной мифологии, но уже сейчас известно, что авторы сериала планируют своеобразный триптих – «Надежда», «Вера» и «Любовь», что подразумевает как минимум трёх самобытных героинь. Будем надеяться, что их задумка найдёт достойное воплощение, и «Надежда» из просто качественно снятого жанрового сериала перерастёт в один из самых амбициозных и новаторских проектов-антологий российского производства.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости