Рецензия на сериал «Перри Мэйсон»: Изысканное ретро в мрачных тонах
Оценка: 7 из 10
Продюсерский проект Роберта Дауни-младшего, сериал «Перри Мэйсон», выходит на видеосервисе Амедиатека 22 июня 2020 года. Режиссёры: Тимоти Ван Паттен и Дениз Гамзе Эргювен. В ролях: Мэттью Риз, Татьяна Маслани, Джульет Райлэнс, Джон Литгоу, Шей Уигэм и другие.
Культовый персонаж Перри Мэйсон приобрёл свой статус исключительно в американских телевизионных и литературных кругах, оставаясь для российского читателя и зрителя фигурой скорее неизвестной. В Штатах романы Эрла Гарднера всегда становились бестселлерами детективного жанра, в общей сложности было издано 80 романов в течение сорока лет. С 1957 по 1966 годы выходил классический для американского телевидения сериал об элегантном детективе Перри Мэйсоне в исполнении Рэймонда Бёрра – он был гладковыбритый, ухоженный мужчина в тщательно выглаженном костюме и с бережно уложенными волосами.
Новый же взгляд на известного героя разительно отличается от классического. Перри Мэйсон в версии Мэттью Риза (звезда «Американцев») своим первым же появлением на экране говорит зрителю, чтобы они даже не пытались сравнивать его с образом Бёрра. Этот Мэйсон – щетинистый уставший мужчина с огромными мешками под глазами и горчичным пятном на галстуке, который он носит уже несколько лет. Он далёк от идеального детектива, в которого влюбляешься с первого взгляда. Впрочем такой главный герой является красноречивым зеркалом времени, в котором он живёт и работает.
События нового «Перри Мэйсона» перенесены создателями сериала в 1920-е годы (сериал с Бёрром рассказывал преимущественно о 40-х), когда будущий адвокат ещё только начинал свой путь в роли частного сыщика. В сериале мы первым делом встречаем нашего героя за не самым доблестным и волнительным делом в карьере детектива – вместе с помощником (Шей Уигэм в очередной колоритной роли второго плана) он собирает компромат на крупного воротилу, тайно прокрадываясь в дом и с фотоаппаратом застукивая его вместе с восходящей на голливудской сцене старлеткой.
Однако настоящее расследование начинается, когда Мэйсон берётся за дело молодой семейной пары, у которой в прологе похитили новорождённого ребёнка с целью выкупа, а когда дело дошло до обмена, у них на руках оказалось мёртвое дитя. Под патронажем более опытного и уважаемого коллеги, адвоката Элиаса Джонатана (Джон Литгоу), Мэйсон мёртвой хваткой цепляется за дело и вскоре понимает, что оно сложнее, чем он думал. Постепенно в ходе расследования открываются всё новые детали (отец ребёнка, оказывается, сын одного из самых богатых людей Америки, а у матери был любовник), запутывающие дело, а также главному герою приходится сталкиваться с неожиданными людьми (например, энергичная сестра Элис из местной церкви в исполнении Татьяны Маслани), у которых свои скелеты в шкафу.
Что бросается в глаза при первом же знакомстве с сериалом, так это его фантастическая работа с воссозданием эпохи. Костюмы, улицы, машины, все эти старые закусочные, автобусные остановки и полицейские участки перемещают зрителя прямиком в бурлящие, но непростые 20-е годы. Вместе с исследованием послевоенного антуража, характеризующегося возвращением к обычной жизни и ростом социально-культурной деятельности, сериал периодически использует и другие атрибуты времени – известных исторических персон: например, уже в первой серии мы встречаем Граучо Маркса.
Подобно многоуровневой работе художника-постановщика качественной проработкой может похвастаться и характер главного героя. Уже во втором эпизоде нам приоткрывают завесу тайны его прошлого – мы узнаём о травмировавшим Мэйсона опыте Первой мировой и о тяжёлом разводе. Риз сыграл великолепно, раскрывая своего героя с каждой серией, что уже к концу первого сезона перед нами практически совершенно другой человек. Да и в целом актёрские работы в сериале высшего качества – Литгоу, Маслани, Уигэм, каждый из них оставляет после себя запоминающийся образ, а если кто-то из них ещё и делит экран с Мэттью Ризом, то от происходящего уже не оторваться.
Помешать этому может, пожалуй, только чересчур перенасыщенный сюжет, который порой поднимает больше, чем ему по силу удержать. Так, например, немного вымученной кажется линия чернокожего полицейского, через призму которого нам показывают в очередной раз, что расизм существовал тогда (видимо, и до сих пор) не только на улицах, но и в службах правопорядка. Кроме того, каждая серия здесь идёт по часу с лишним, и такой изматывающий хронометраж напрочь исключает запойный просмотр «Перри Мэйсона», что, конечно же, не является похвалой детективной истории, показатель качества которой, как правило, умение цеплять намертво с самой первой серии.
Новое переосмысление имеет все шансы открыть частного детектива Перри Мэйсона (заново) массовой аудитории и особенно познакомить с ним российского зрителя. Эта версия получилась суровой, мрачной, безумно харизматичной (спасибо Мэттью Ризу) и на загляденье красивой: если сюжет местами не столь цепкий, как хотелось бы, то за счёт детальной проработки времени и общей атмосферности истории сериал уж точно просто так вас не отпустит.
Вадим Богданов, InterMedia