(Зеркало-2020) Рецензия на фильм «Кот в стене»: Там хорошо, где нас нет
Оценка: 8 из 10
Драма «Кот в стене» является участником основного конкурса XIV международного кинофестиваля «Зеркало». Премьера состоялась 25 июня 2020 года. Режиссеры: Весела Казакова и Мина Милева. В ролях: Ирина Атанасова, Ангел Генов, Орлин Асенов и др.
Дипломированный архитектор Ирина с сыном и братом-учителем пытаются найти себя в Лондоне. Получить эмигрантам квалифицированную работу в британской столице практически нереально. Поэтому герои вынуждены временно устроиться официанткой и установщиком спутниковых антенн.
Условия жизни в районе Пекхэм тоже не ахти. Соседи грубят, в лифте постоянно пахнет мочой, а дети превратили квартиру в помойку, попытавшись испечь праздничный пирог. Ненадолго отвлечься от постоянной суеты помогает приблудный рыжий кот, за которым семейство принимается ухаживать с особенным рвением. Неожиданно питомец оказывается причиной безобразного конфликта между жителями многоэтажки.
«Кота в стене» полезно посмотреть тем, кто любит «авторитетно» порассуждать о том, что в России – вечный бардак, а на Западе – земля обетованная. Казалось бы, в Лондон стремятся многие, но проблемы при ближайшем рассмотрении у англичан – те же самые. За капремонт взимаются астрономические суммы, хотя все жильцы в курсе, что здание скоро снесут. Детей страшно отправить на улицу, потому что на площадке орудует маньяк. А жилые кварталы скорее напоминают вечную строительную площадку. Добавьте к этому такие экзотические понятия, как «джентрификация» и «брексит», с которыми российская аудитория если и знакома, то, слава богу, только понаслышке.
Фильм основан на реальных событиях (с которыми, видимо, лицом к лицу столкнулись переехавшие в Лондон болгарские режиссеры) и стилизован под документалку. Особенно злободневно «Кот в мешке» смотрится на фоне эскалации межрасовых конфликтов в США. Перед нами – живая иллюстрация того, что мы черпаем ежедневно из новостных лент: темнокожее население, живя на пособие, требует, тем не менее, к себе особого отношения и нередко провоцирует скандалы буквально на пустом месте.
А страдают, как водится дети. Самые трогательные моменты фильма связаны даже не с вынесенным в заглавие рыжим разбойником, а с сыном Ирины. Именно этот чуткий мальчик делает открытие, что уютный «пряничный» Лондон медвежонка Паддингтона вряд ли когда-нибудь уже к нам вернется. Вместо роскошного особняка мы наблюдаем открытый всем ветрам неухоженный квартирный дом, который никогда не станет родным для его издерганных обитателей.
Денис Ступников, InterMedia