Рецензия на третий сезон сериала «Тьма»: Сон собаки
Оценка: 6 из 10
Третий сезон сериала «Тьма» вышел на Netflix 27 июня 2020 года. Режиссёром проекта выступил Баран бо Одар, главные роли исполнили Луис Хофманн, Лиза Викари, Каролина Эйхгорн, Майя Шёне, Йордис Трибель, Оливер Мазуччи и другие.
Добро пожаловать в сериал «Тьма»! У нас есть: беспросветная тоска немецкой глубинки, пропадающие без вести дети, высокопарные фразы, неожиданные инцесты и самое длинное в мире объяснение эффекта дежавю.
А теперь серьёзно. Сериал «Тьма» – это сложно сооружённая система персонажей и взаимоотношений между ними, такая сложная, что неподготовленного зрителя вполне может отпугнуть. Тех же, кто отважится на полноценный просмотр, ждут красивая картинка в духе скандинавских детективов, постоянное осмысливание происходящего на экране, увлекательные сюжетные повороты, новая трактовка пресловутого «эффекта бабочки» и фатализма, а также щепотка библейской повестки и древнегреческих трагедий. Персонажи по мере раскрытия их тайн становятся настолько неприятными, что в какой-то момент едва ли не самым приятным героем во всей этой истории оказывается убийца (надо было назвать эту рецензию «Сочувствие господину Убийце», ха-ха).
Поначалу сериал слишком уж смахивал на нетфликсовские же «Очень странные дела» – и тут, и там фигурируют «недобрый» завод на охраняемой территории, главные герои-подростки, природные аномалии (группирующиеся крысы/падающие с неба птицы) и научно-фантастические перемещения в пространстве/времени – но довольно быстро это ощущение «вторичности» проходит, и ко второму сезону параллели, поначалу столь уместные, уже кажутся натужными, а за хитросплетениями сюжета смотреть становится всё интересней. Увы, в третьем сезоне любопытство стремительно угасает, и хочется уже просто поскорей узнать, чем всё закончится. Да, здесь добавляется новый персонаж, единый в трёх лицах, а «география» (календарь?) путешествий существенно расширяется – но теперь следить за перемещениями во времени скучно, причём видно, что и сценаристам они поднадоели, и они уже не объясняют, как тот или иной герой оказался в том или ином году вопреки здравой логике; новый же «злодей» интригу держит недолго, и большинство сцен с ним нужны больше для зрелищности, чем для реального продвижения сюжета.
Серии в третьем сезоне становятся удивительно длинными и нудными – во многом из-за того, что зрителю неоправданно долго и детально разжёвывают уже знакомый ему из «Доктора Хауса» постулат «все врут». Кроме того, эпизоды наполнены повторениями сцен, «многозначительными» паузами между героями и произнесёнными в сотый раз пафосными фразами вроде «Начало – это конец, а конец – это начало» и «Мы – идеальная пара». В конечном счёте эти повторения настолько набивают оскомину, что перестают восприниматься как что-то важное, и драматический эффект от постоянного произнесения вслух одних и тех же слов с каждым новым повторением теряется всё больше. Именно поэтому одна из важных финальных сцен смотрится не со слезами на глазах и комом в горле, как того, видно, хотелось сценаристам, а как совершеннейшая пошлятина, окончания которой ждёшь уже с нетерпением. Сократить бы сезон хоть на треть – было бы намного динамичней и интересней.
Хотя в интернете на все лады расхваливают «идеальный» и «гениальный» финал сериала, у вашего рецензента, как видите, есть к нему целая куча нареканий. На протяжении первого и второго сезонов создатели «Тьмы» так упорно делали акцент на отдельных событиях и героях, что было бы логично под конец рассказать о них побольше – однако этого почему-то делать не стали. Даже если оставить в стороне не слишком существенные для сюжета вопросы и вопрос-троллинг, ответа на который сценаристы решили не давать намеренно – всё равно финал кажется каким-то топорным, как уже ставший мемом «сон собаки» из сериала «Остаться в живых». Обидно после трёх сезонов так и не узнать, например, зачем нужны были такие герои, как Эрик и Ясин, и почему в загадочную комнату из 80-х попадали исключительно мальчики. Это кажется скорей огрехами сценария, хотя можно такую недосказанность воспринимать и как простор для зрительской фантазии. Некоторые же сюжетные линии под конец сложились на удивление ладно и гармонично, так, что авторам хочется аплодировать. Нельзя не отметить и мораль, которая ненавязчиво сквозит в финале – «не всё в мире всегда вертится вокруг нас» – и упустить возможность поразмышлять на вечную тему «всё ли предрешено, или всё в моих руках?».
Татьяна Трейстер, InterMedia