Рецензия на фильм «Грейхаунд»: Том Хэнкс играет в морской бой
Оценка: 5 из 10
Военная драма «Грейхаунд» выходит на стриминговом сервисе Apple TV+ 10 июля 2020 года. Режиссёр: Аарон Шнайдер. В ролях: Том Хэнкс, Элизабет Шу, Карл Глусман, Стивен Грэм и другие.
Все любят Тома Хэнкса, однако многие терпеть не могут американские военные фильмы. Свеженький исторический военно-морской экшен «Грейхаунд» претендовал на роль компромисса в этом вопросе, но в итоге не справился даже с базовыми требованиями потенциального зрителя, среди которых всего-навсего увлекательный сюжет и персонажи, хоть как-то отличимые от своей серой униформы.
Мы следуем за историей командора военно-морского флота Эрнеста Краузе (Том Хэнкс), которому в разгар Второй мировой предстоит стать командующим мощного военного судна «Грейхаунд». До этого Краузе никогда не управлял ничем подобным, да и вообще опыта командования крупными операциями у него не было, теперь же ему предстоит вести конвой из 37 союзных кораблей в самой долгой военной кампании Второй мировой «Битва за Атлантику». Всё это будет в 1942 году, но кино начинается с небольшого романтического пролога, имевшего место в декабре 41-го.
На волне трагедии в Пёрл-Харборе Эрнеста призывают на службу. В канун Рождества он сообщает это своей даме сердца Эвелин (Элизабет Шу), а также предлагает ей поехать с ним на Карибское море, на песочном берегу которого он сделает ей предложение выйти за него замуж. Она отказывается со словами, что нужно сначала дождаться окончания войны (всё это, кстати, напоминает пиратский пересказ пролога к «Изгою»). На этом сцена заканчивается, и всё внимание перемещается на морские сражения до самого конца фильма. Да, об этой сюжетной линии так дальше никто и не вспомнит, хотя, если задуматься, в ней много осталось недосказанным. Ибо перед нами два любящих человека, и они определённо не молоды (обоим актёрам около 60-ти, хоть и выглядят они прекрасно), непонятно, что же произошло у них в жизни, что они до сих пор не решились пожениться? Ведь по впечатлениям от крошечной рождественской сцены живут они вместе точно не меньше четверти века.
Эта сюжетная линия обрывается столь же стремительно, как и единственная попытка создателей фильма прописать хоть одного персонажа, на которого тебе не всё равно. Вместо этого перед нами бездушный полуторачасовой (даже меньше с учётом титров) экшен с обилием спецэффектов качества ниже среднего – причём сырую графику бесстыдно попытались прикрыть обилием тёмных и ночных сцен, но кого проведёшь таким дешёвым трюком? Разница между членами экипажа «Грейхаунда» такая же, как между буйками в море. Режиссёру Аарону Шнайдеру не особо важно, кто в составе его экипажа – звезда фильмов Гаспара Ноэ и Николаса Виндинга Рёфна Карл Глусман или запомнившийся своей ролью в «Ирландце» Стивен Грэм. Даже Хэнкс тут не вызывает никакой симпатии – очередной бравый американец, доблестно ведущий подначальный флот в битву и периодически отдающий свою еду голодным юнцам с нижних палуб.
Всем известно, что Том Хэнкс – патриот своей страны и большой любитель фильмов военной тематики. Мало того, что благодаря его усилиям на свет появились на данный момент два лучших военных сериала в истории – «Братья по оружию» (при его полном погружении в производство) и «Тихий океан» (с его частичной причастностью) – так он и сам отметился в нескольких знаковых картинах этого жанра. У Спилберга в «Спасти рядового Райана» Хэнкс постепенно начал зарекомендовывать себя как человек, которому можно доверить спасение жизни. В «Капитане Филлипсе» Пола Гринграсса на плечи героя Хэнкса выпало не только противостояние сомалийским пиратам, но и спасение жизней целой команды корабля.
У того же Спилберга в «Шпионском мосту» Хэнкс снова спасает жизни нескольким людям, а в «Чуде на Гудзоне» Иствуда – жизни целого экипажа. Со временем из образа простого доброго американца с честными глазами и искренностью в душе Том Хэнкс стал символом спокойствия, олицетворением классической голливудской фразы «всё будет хорошо!». Даже когда Хэнкс со своей женой заразился коронавирусом, став одним из первых среди знаменитостей с таким диагнозом, через свою жизненную позицию, на примере свой полной открытости к людям он дал понять всему миру, что, во-первых, вирус реален, а во-вторых, от него можно вылечиться и всё будет хорошо.
Заручившись подобной ассоциацией в общественном сознании, Хэнкс, видимо, осознал, что за счёт его репутации, сложившейся во второй половине карьеры, зрителям будет интересна история малоопытного Краузе, естественно, в исполнении самого Хэнкса. И впервые со времён «Ларри Крауна» он собственноручно занялся написанием сценария, адоптировав роман Сесила Скотта Форестера. И вот «Грейхаунд» уже приобрёл очертания проекта мечты для актёра, который настолько сильно загорелся им, что не заметил тот самый момент, когда его судно окончательно сбилось с курса. Сценарий фильма плох не только потому, что в нём нет никакого интереса к персонажам (в отличие от исторических фактов), а скорее из-за фанатизма его автора – повествование движется от манёвра к манёвру, а практически каждый диалог тонет в жаргонизмах военно-морского флота, вникать в которые даже не каждому патриотически-настроенному американцу будет интересно.
В итоге «Грейхаунд», как бы ни хотелось Тому Хэнксу, далеко не «Спасти рядового Райана» или «Капитан Филлипс», а скорее прошлогодний «Мидуэй» Эммериха. Плоская военная бравада с сомнительными спецэффектами, глубиной дачного бассейна, пустыми персонажами и экшеном в стиле «Морского боя» Питера Берга. Но ничего, даже величайшие лицедеи своего времени могут не совладать со штурвалом, когда они не на своём месте.
Вадим Богданов, InterMedia