«Новая критика» расскажет, как связаны Линда, Жанна Агузарова и киберфеминизм
Институт музыкальных инициатив (ИМИ) выпускает сборник статей «Новая критика» 22 июля 2020 года. Как сообщили агентству InterMedia в пресс-службе ИМИ, он представляет собой подборку статей, которые предлагают новые точки зрения на современную российскую поп-музыку. Читатели узнают, почему ветераны «Нашего радио» стали играть ультраправый рок, как связаны Линда, Жанна Агузарова и киберфеминизм, почему в клипах 1990-х все время идет дождь, как в баттле Славы КПСС и Оксимирона отразились ключевые культурные конфликты ХХI века, почему русские рэперы раньше воспевали свой район, а теперь читают про торговые центры, и как российские постпанк-группы сумели прославиться в Латинской Америке.
По словам создателей, книга стала результатом открытого конкурса в рамках проекта ИМИ.Исследование - в августе 2019 года экспертное жюри выбрало лучшие заявки из более чем 130 присланных. В итоге в книгу вошли 12 текстов на самые разные темы: от поп-клипов 1990-х до импровизационных сообществ Москвы и Петербурга, от Егора Летова до Славы КПСС, от Жанны Агузаровой до рэпера Yanix. Автор идеи и редактор сборника — музыкальный критик, редактор, редакционный советник ИМИ, бывший главный редактор «Афиши» и бывший заместитель главного редактора «Медузы» Александр Горбачев. Авторами статей стали студенты и магистранты различных российских и мировых университетов (ВШЭ, Европейский универститет, Университет Манчестера), журналисты, независимые исследователи.
- Мне вообще кажется, что с музыкальной журналистикой в России сейчас все очень неплохо; во всяком случае, такого разнообразия мнений, оптик и экспертиз никогда прежде не бывало, - говорит Александр Горбачев. - Чего не хватает, так это более широкого социокультурного анализа разных феноменов здешней поп-музыки; попыток понять, как эта музыка создает свои смыслы – и как эти смыслы коррелируют с жизнью культуры и общества. Мы подумали, что ИМИ как институция может создать пространство для такого глубокого разговора, который при этом не был бы заперт в академическом контексте, как в гетто. По-моему, получилось как минимум любопытно — во всяком случае, лично я как редактор и читатель узнал из сборника много нового и посмотрел на какие-то вещи по-новому. Если определять, какая у нас получилась книжка, совсем коротко, я бы сослался на наш указатель имен и названий, где почти друг за другом идут Филипп Киркоров, Юлия Кристева, группа «Кровосток» и Надежда Крупская. Вот такая и получилась.
По словам представителей ИМИ, статьи, составившие сборник, можно условно разделить на несколько тематических блоков. Первый посвящен тому, как в сегодняшней российской музыке присутствует и «работает» наследие советского мифа. Второй — тому, как формировался новый музыкальный и культурный язык в России 1990-х. Третий блок применяет к анализу популярной музыки гендерную и феминистическую оптику. Четвертый осмысляет российский хип-хоп в широком культурном и урбанистическом контексте. Завершает сборник статья аспиранта Университета Манчестера Марко Биазиоли об истории российского музыкального экспорта — от Бориса Гребенщикова и «Звуков Му» до Shortparis и «Молчат дома».
«Новая критика» станет первой книгой в серии тематических исследовательских сборников, которые ИМИ планирует выпускать ежегодно. Прием заявок на участие во второй серии «Новой критики» начнется на сайте ИМИ 22 июля — в день выхода книги. Редактором второго сборника будет музыкальный журналист, автор радиопередачи и книги «Хождение по звукам», ведущий подкастов «От хора до хардкора» и «Шум и яркость» Лев Ганкин. Общей темой второй «Новой критики» станут sound studies — исследования и изыскания в области звука российской и постсоветской популярной музыки.