Рецензия: документальный фильм «Ария: через все времена. 1 серия. 1985-1990»
2020, YouTube-канал AriaRussia
Оценка: 7,5 из 10.
Группа «Ария» в этом году отмечает 35-летие, и к юбилею будет приурочен, в частности, выпуск документального сериала. История команды в «Через все времена» разбита на пятилетки – таким образом, должно получиться семь серий. Формат довольно простой: о каждом периоде жизни «Арии» рассказывают нынешние участники группы, к интервью по видеосвязи присоединяются другие музыканты команды, и всё это сопровождается фрагментами клипов, концертных записей и архивных съёмок. Здесь очень важна фигура интервьюера: нужно, чтобы он хорошо разбирался в теме и пользовался доверием «арийцев», которые за свою карьеру привыкли к вопросам типа «почему вы пропагандируете сатанизм» и «не устали ли вы 35 лет работать с Валерием Кипеловым». Кандидатура «модератора» для проекта была подобрана точно: это гитарист группы «Гран-Куражъ» (напомним, что этот коллектив дал «Арии» нынешнего вокалиста Михаила Житнякова) Михаил Бугаев, совмещающий музыкальную карьеру с работой на телевидении города Бронницы. Ведущий великолепно подкован в истории группы «Ария» и порой озадачивает ветеранов коллектива вопросами о каких-то подзабытых ими фактах. К тому же Бугаева искренне интересуют не разлады, скандалы и увольнения, а «музыкантские» темы, истории создания песен, впечатления, повлиявшие на творчество, и т.д. В беседе со «своим», понимающим человеком и «арийцы» раскрываются как личности и рассказчики – при том что на протяжении своей карьеры к «мейнстримовым» журналистам они относились насупленно и суховато.
В первом выпуске о создании группы «Ария» и записи первых четырёх альбомов рассказывает Владимир Холстинин – лидер коллектива, гитарист, автор многих песен, единственный за 35 лет бессменный участник. Видеосвязь из студии с ним поддерживают басист Виталий Дубинин и барабанщик Максим Удалов. Наряду с общеизвестными фактами первая серия демонстрирует зрителю Валерия Кипелова с химической завивкой на голове и множество удивительных и парадоксальных воспоминаний. Почему, как вы думаете, выросшие на хард-роке и прог-роке Холстинин и Грановский в новой группе стали ориентироваться на «новую волну британского heavy metal»? Нет, не догадаетесь: потому что имидж хард-рокеров 70-х был связан с хиппи и наркоманией, а поджарые молодцы из Iron Maiden и Judas Priest своими лосинами и беготнёй по сцене символизировали здоровый образ жизни. К тому же «диппаплы» были кумирами, а хэви играли сверстники «арийцев». Холст и Дуб самоиронично относятся к своим первым студийным и концертным опытам, но часто употребляемая фраза «не в пример нам сегодняшним» звучит с некоторой завистью к «нам тогдашним», которые запросто совмещали гастрольные излишества с постоянной работой над новыми идеями песнями. «Мы жили в одном номере и минимум часа полтора в день занимались музыкой. К тому же тогда не было компьютеров, которые сейчас позволяют сотни раз переделывать каждый крошечный фрагмент». А в 1985-м при записи первого альбома Холстинин сам записал все гитарные партии, при этом имея в виду, что гитаристов будет двое, так что надо играть разные соло, в разной манере и на разных инструментах («а всё равно слышно, что там один человек играет»).
Тема раскола на «Арию» и «Мастер» затрагивается пунктирно, зато аудитория узнает, почему на концертах никогда не исполнялась песня «Жизнь задаром» (слишком высоко даже для Кипелова) и какой сопливой балладой в оригинале была дубининская «Улица роз». Поклонникам, возможно, будет интересна информация о творческой несговорчивости Сергея Маврина, истории уходов из группы Максима Удалова, а также развенчание легенды о незаписанной песне «Каменный город», которой, по данным Холстинина и Дубинина, никогда не существовало в природе.
Алексей Мажаев, InterMedia