постер к фильму

Рецензия на фильм Дэйва Франко «Кто не спрятался»: Дух Нормана Бэйтса

Оценка: 6,5 из 10

Хоррор-фильм «Кто не спрятался» вышел в цифровых кинотеатрах 24 июля 2020 года. В российском прокате картина заявлена на 10 сентября 2020 года. Режиссёр и сценарист: Дэйв Франко. В ролях: Дэн Стивенс, Элисон Бри, Тоби Хасс, Шейла Ванд, Джереми Аллен Уайт и другие.

На роду семейства Франко написано испробовать всё. Джеймс рано начал карьеру, и с момента открытия его Джaддом Апатоу прошло немало лет, за которые он успел, кажется, опробовать себя во всём – актёрство, режиссура, драматургия, театр, музыка, у него даже докторская степень по философии есть. Младшенький, тем временем, постоянно находился в тени брата, даже когда сам решил стать актёром, впрочем, неудивительно: Дэйв заметно проигрывает старшему и по таланту, и по харизме. Но вот в 2020-м, пока Джеймс как-то пропал со всех радаров, Дэйв решился на рисковый и ответственный шаг по карьерной лестнице – выпустить свой режиссёрский дебют (в котором он ещё и сценарист, и продюсер) в мёртвое карантинное лето. Однако, как гласит известная поговорка, кто не рискует, тот не пьёт шампанское…

И Дэйв Франко действительно рискнул – врываться в совершенно новом для тебя амплуа в жанровое кино всегда опрометчиво. Особенно когда речь заходит о фильмах ужасов. Ещё больше скепсиса добавляет один неопровержимый факт, который не замечать – словно игнорировать слона в комнате. Вспомните хоть один хоррор с участием Дэйва Франко, хоть один! «Ночь страха» не в счёт, потому что это всё же комедия. И то есть вот что получается: у нас есть смазливый мальчик-актёр, который в основном снимается в ромкомах и периодически мелькает в экшенах, он до этого ни разу не взаимодействовал с жанром ужасов, кроме того – никогда не писал сценарии и не продюсировал полнометражные фильмы. Если бы «Кто не спрятался» получился стоящим представителем жанра, то Дэйва Франко можно было бы автоматически приписывать к гениям. Но в итоге после знакомства с его творением этого мы сделать не можем. И самое отрадное для автора во всём этом – мы не можем причислить его к гениям пока.

По сюжету «Кто не спрятался» две парочки планируют снять тихое местечко на берегу моря, чтобы оттянуться и хорошенько отдохнуть. Чарли (Дэн Стивенс) вместе со своей девушкой Мишель (Элисон Бри, жена режиссёра), партнёршей по работе Миной (Шейла Ванд) и своим братом Джошем (Джереми Аллен Уайт), который, так оказалось, является парнем Миной, подыскивают домик для отдыха через Airbnb. И вот они натыкаются на роскошную виллу на берегу океана, в которую влюбляются с первой же картинки на сайте. Решено – надо бронировать. Сначала это делает Мина, девушка индийского происхождения, но получает отказ без каких-либо комментариев. Спустя несколько минут той же бронью занимается белокожий мужчина Чарли и моментально получает подтверждение. Однако владелец-расист – это меньшее из бед, с которыми предстоит столкнуться четверке друзей.

Поначалу в «Кто не спрятался» отчётливо прослеживаются влияния уже практически культового хоррора Джордана Пила «Прочь»: две пары переезжают из города в глубинку (даже начальные титры у фильмов схожи), где поселяются в большом доме у мужика, у которого в речи проскальзывают расистские намёки. Это, впрочем, и единственный момент, в котором картина Франко затрагивает социальный подтекст – дальше намечается уход в чистый жанр без попытки выстроить какую-то метафору или аллегорию. С этого момента кино как раз и начинает проседать: то есть пораскинуть мозгами не над чем, а любоваться тем, как взрослые люди ведут себя как подростки, не доставляет никакого удовольствия.

Частично фильм пытается выстроить диалог с классическим «Психо» Хичкока во второй половине, но из-за её сценарной бессодержательности и главного проклятия любого триллера – его предсказуемости, «Кто не спрятался» скатывается в банальный слэшер, не отличающийся от бессчетных клонов «Техасской резни бензопилой» или «Хэллоуина». Спасает Франко его прекрасно подобранный каст, состоящий из близких друзей. Стивенс как всегда харизматичен, что глаз не оторвать, а Бри мила словно одуванчик. И в целом минималистичный подход к месту действия и действующим лицам играет на пользу атмосферности фильма, за счёт которой «Кто не спрятался» и обрисовывает некоторый талант младшего Франко, многообещающе намекающий на то, что ему есть куда расти.

Дэйву Франко не хватило буквально чуть-чуть для того, чтобы его дебют стал чем-то выделяющимся на современной хоррор-сцене: где-то не дожал в стиле, где-то не хватило свежести задумки, не до конца удалось избежать свойственных слэшерам клише, а сама история получилась слишком уже поверхностной. Конечно, кое-какие огрехи удалось прикрыть запоминающимся финалом и рядом любопытных режиссёрских решений по ходу фильма, не позволяющих ставить крест на Франко как постановщике, однако массового зрителя этим бы подкупить не удалось. Отчего выпустить «Кто не спрятался» сразу в интернете уже не кажется решением, принятым из-за отчаяния.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости