Инесса Юрченко: «На «Ленфильме» присутствуют признаки банкротства»
С ЧЕМ СТОЛКНУЛАСЬ, ПРИДЯ НА РАБОТУ В «ЛЕНФИЛЬМ»
— Когда пришла на «Ленфильм», обнаружила большое количество проблем во всех сферах — хозяйственной, финансовой, творческой. Многие сотрудники, занимавшие руководящие посты при предыдущем руководстве, покинули их до моего прихода.
Но никто из тех, кто работал здесь не один десяток лет, не уволен. Эти люди преданы «Ленфильму». У каждого свое хозяйство, которое они сохраняют всеми возможными способами, порой на голом энтузиазме. А вот руководство здесь не очень задерживалось. У моего секретаря я уже шестая или седьмая.
ЧЕМ СТУДИЯ ЗАНИМАЛАСЬ ВО ВРЕМЯ КАРАНТИНА
— «Ленфильм» работал дистанционно. В первую очередь нагрузка легла на юридический и финансовый отделы. Подготовили большой объем документации. За это время написали более 200 писем по инстанциям и еще 600 в поисках генерального спонсора «Ленфильма».
О ДОЛГАХ «ЛЕНФИЛЬМА»
—Перед киностудией стоит задача погасить в первую очередь долг ВТБ. Сейчас «Ленфильм» должен банку 1,5 млрд рублей плюс 700 млн процентов. Это несмотря на то, что он пошел навстречу и изменил процентную ставку с 10 до 0,1% и дал каникулы на время пандемии. Теперь до сентября мы не платим эти проценты. Это по-человечески, это большое облегчение для студии.
А еще более 100 млн — долги перед налоговым ведомством, коммунальщиками, выплаты по судебным искам и так далее. В 2019 году вышли поручения президента, по которым должен быть рассмотрен вопрос о закрытии долгов перед ВТБ, возвращена «Золотая коллекция» и составлен план развития киностудии до 2025 года. Перед бывшим руководством тогда была поставлена задача подготовить программу оздоровления «Ленфильма». Но к моему приходу никакой программы не оказалось. Я должна была в кратчайшие сроки ее составить.
О ПЕРСПЕКТИВАХ БАНКРОТСТВА «ЛЕНФИЛЬМА»
— Признаки банкротства на «Ленфильме», безусловно, присутствуют. Об этом говорит долг в 2,3 млрд. Но благодаря Министерству культуры мы включены в список системообразующих предприятий, и это является некой гарантией государства, что банкротства не произойдет.
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
— Ситуации бывают разными. Иногда люди от отчаяния могут обращаться за помощью в соцсети и имеют на это полное право. Но, поскольку «Ленфильм» — системообразующее предприятие, к тому же речь идет о поручениях президента, за исполнением которых следят Минкультуры и Минфин, полагаю, что вопрос наш будет решен.
О ТОМ, КОГДА КИНОСТУДИЯ СМОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПРИБЫЛЬ
— К 2025 году. Сейчас «Ленфильм» не может начать собственное кинопроизводство. Счета студии заблокированы с мая 2019 года, а значит, операционная деятельность невозможна. Все, на чем мы зарабатываем, — это сдача в аренду площадей, павильонов и оборудования. В условиях пандемии многие арендаторы не платили вовремя, что по нам сильно ударило. Последствия тяжелейшие. У нас есть киноцентр на 200 мест и музей. Но они еще не открыты.
О ДОХОДАХ ОТ ПРОДАЖИ ФИЛЬМОВ
— «Ленфильм» — это бренд. Он был некогда очень успешен, «Золотая коллекция» говорит сама за себя. Но вот парадокс: исключительные права на использование фильмов не принадлежат студии, правообладателем является Госфильмофонд. Им переданы исключительные интернет-права на картины из «Золотой коллекции» на территории Китая, Макао и Тайваня на пять лет. На «Ленфильм» ни одного платежа от китайской стороны пока не поступило. Нет и ни одного отчета об использовании продукции, хотя это предполагалось договором.
О ПОДДЕРЖКЕ
— Мы готовы работать, но, чтобы заключать новые договоры, нужно разблокировать счета, выплатить все долги, и только тогда мы сможем начать собственное кинопроизводство. Сейчас все поступления уходят на погашение долгов.
Но есть коллеги, которые понимают, что «Ленфильм» надо поддержать. Один из них — Тимур Бекмамбетов. Он зашел в павильон студии с картиной «Девятаев» еще до пандемии. Не ушел в другое место. Когда закончились ограничения, продолжил съемки. Меня поразила его суперпрофессиональная группа, отношение к делу и к безопасности.
Деньги, которые были получены за аренду павильонов, за услуги, пошли на заработную плату сотрудникам «Ленфильма». Сейчас у нас арендуют павильоны Алексей Гуськов с Сергеем Мелькумовым. Они снимают «Седьмую симфонию». Для нас это большое подспорье.
(Зоя Игумнова, «Известия», 03.08.20)