Дональд Трамп намерен запретить TikTok: в чем тут конфликт и кому он выгоден
Президент США Дональд Трамп объявил 3 августа 2020 года, что приложение TikTok вместе с рядом других китайских сервисов могут быть заблокированы на территории страны. Согласно официальному заявлению Белого дома США, это решение должно защитить персональные данные американских граждан от передачи в Китай.
Еще в июле 2020 года Дональд Трамп собирался блокировать китайский сервис с 1 августа 2020 года. Однако 31 июля издание Bloomberg написало, что ИТ-корпорация Microsoft ведет переговоры о покупке доли в бизнесе компании ByteDance (владелец приложения TikTok). В результате президент США был вынужден дать отсрочку блокировке – согласно его заявлению, также опубликованному Bloomberg, если до 15 сентября полностью или частично ByteDance не будет продана любой американской компании, приложение будет заблокировано. При этом президент США заявил, что Министерство финансов США должно получить от этой сделки «много денег».
Компания Microsoft в своем блоге 2 августа написала, что постарается до 15 сентября совершить сделку, после чего она будет представлять услуги сервиса TikTok на территории США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Microsoft в своем заявлении обещает уделять внимание безопасности персональных данных пользователей, а также предлагает другим американским компаниям присоединиться к сделке.
Пока неизвестно, готова ли китайская сторона к продаже доли бизнеса. Reuters со ссылкой на газету China Daily написал 4 августа, что Китай называет действия Вашингтона «кражей китайской технологической компании», поэтому не допустит сделки. В частности, китайская газета эмоционально сообщает, что Трамп «не оставляет выбора, кроме подчинения или смертельной битвы в сфере технологий».
InterMedia напоминает, что сервис TikTok запустился в 2018 году, когда компания ByteDance купила караоке-приложение musical.ly. С тех пор из музыкального приложения он перерос в социальную сеть, предназначенную для самостоятельного создания и просмотра коротких видео пользователями. Сейчас в приложении можно найти видеоконтент на самые разные темы – от банальных танцев под музыку до полноценных мастер-классов, профессионально снятых скетчей и научно-популярных публикаций. В настоящий момент TikTok – одно из наиболее быстрорастущих и скачиваемых приложений.
Сервис Statista опубликовал данные опроса американских подростков, проведенного инвестиционной компанией Piper Sandler весной 2020 года. Так, 6 из 10 тинейджеров пользуются TikTok – более 60% используют сервис не реже одного раза в месяц. В США китайское приложение заняло третье место среди всех мобильных приложений соцсетей, уступив только Instagram (85%) и Snapchat (82%). TikTok обошел большинство конкурентов, хотя они существуют на этом рынке значительно дольше. Например, Twitter (существует с 2006 года) удостоился 41%, Facebook (существует с 2004 года) – 34%.
Использование приложений социальных сетей подростками в США, 2020 год
Всего в США за 2019 год у приложения было 37,2 млн пользователей. При этом их число практически удвоилось относительно 2018 года – рост составил 97,5%. Основной аудиторией сервиса в США как раз являются подростки – на пользователей в возрасте 10–19 лет приходится 32,5%. Еще 29,5% составляют юзеры 20–29 лет.
Таким образом, TikTok завоевал популярность у молодой и открытой всему новому аудитории. Подростки, очевидно, нашли в этой соцсети то, что отвечало понятию «молодежный», чего так не хватало Facebook и Twitter. Учитывая это, а также численность населения США и динамику роста пользователей, аналитики полагают, что TikTok еще не достиг пика своей популярности и может существенно вырасти по итогам 2020 года.
В России популярность приложения TikTok также высока. Согласно исследованию Mediascope, ежемесячное число активных пользователей к 2020 году достигло 20,2 млн человек. Однако в России соцсетью чаще всего пользуются другие категории пользователей – в возрасте от 25 до 34 лет (25,2%) и от 35 до 44 лет (19,6%). На пользователей от 12 до 18 лет приходится 17,3%, а от 18 до 24 лет – 16%.
Потенциальная блокировка TikTok – часть торговой войны США против Китая, которая призвана в первую очередь удержать американских пользователей в американских сервисах и соцсетях. При этом справедливости ради стоит отметить, что американские соцсети Facebook, Twitter, YouTube и многие другие сервисы давно заблокированы на территории Китая.
Для Microsoft TikTok может стать выгодным приобретением, а угроза блокировки может стать хорошим стимулом, чтобы дополнительно снизить цену. Эксперты InterMedia неоднократно писали, что практически все производители контента (в том числе пользовательского) к настоящему времени находятся в составе ИКТ-корпораций или других интернациональных структур. Сейчас, когда производство контента становится все более конкурентным, и продавать его становится сложнее, контент-сервисы, принадлежащие монополиям и работающие по корпоративной модели, получают ощутимое конкурентное преимущество – они выполняют задачу привлечения клиентов к основным услугам монополиста и могут себе позволить не обращать внимание на собственную прибыльность, получая дотации от корпораций.
Таким образом, покупка TikTok усилит позиции Microsoft в медиа, что очень актуально, поскольку почти все конкуренты корпорации по ИКТ-рынку уже владеют медиасервисами: Apple запустил Apple TV, Amazon – Amazon Studios и Amazon Prime Video, AT&T купил WarnerMedia, Alphabet – YouTube, Comcast – Universal Pictures и т.д.
В исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ 2017–2019», проведенном агентством InterMedia, компания ByteDance, владеющая TikTok, заняла 25-е место в рейтинге крупнейших компаний мира, работающих в культурных индустриях. Microsoft в том же рейтинге занял 7-е место.
Павел Соломатин, InterMedia