Рецензия: документальный фильм «Виктор Цой. Группа крови»
Оценка: 6 из 10.
Премьера документального фильма «Виктор Цой. Группа крови» (2020, «ВС Продакшн») состоялась на Первом канале 15 августа 2020 года - в день 30-летия гибели музыканта.
Про Цоя, погибшего 28-летним, известно практически всё, его популярность так же высока, как и три десятилетия назад, и было очень любопытно, смогут ли авторы документалки сказать о «последнем герое» что-то новое. Они старались и даже нашли рисунки Цоя и нечёткую киноплёнку, на которой Вите восемь лет, а также опросили некоторых неочевидных свидетелей вроде товарища Цоя по ПТУ. Увы, ценность фильма это повысило в весьма малой степени.
Дело в том, что за тридцать лет «звезду по имени Солнце» так и не удалось вписать в официоз. Сравните с Высоцким, который умер сорок лет назад: вручается премия его имени, трибьют-концерты проводятся каждый год, его славят, как видного деятеля советской культуры, а число якобы закадычных друзей приближается к населению Москвы. Цой же остался таким же загадочным, как и его сценический имидж. В шаблоны не вписывается, непонятно, что делать с ним и с песней про перемены, которая то и дело по разным поводам становится гимном протеста.
На Первом канале решили, что 30 лет - достаточный срок, чтобы подойти к фигуре Виктора Цоя с привычными мерками. В телепрограмме на 15 августа значится несколько «юбилейных» передач - запись последнего концерта в «Лужниках», фильм «Игла», в котором Цой сыграл главную роль, премьера клипа на редкую песню и т.п. И концерт, и «Иглу» показывали по ТВ неоднократно, а одной из интригующих премьер должен был стать документальный фильм «Виктор Цой. Группа крови».
Тему трагической смерти документалисты канала научились освещать подробно и эмоционально. С жизнью гораздо сложнее, особенно если к необычному человеку подходить с привычным набором профессиональным штампов. Строгий закадровый голос, произносящий напыщенные банальности, назойливое возвращение к теме личной жизни - в фильме про Цоя это выглядит особенно нелепо. Александр Цой и Наталья Разлогова говорить с создателями ленты отказались, о чём сообщается неоднократно, а одни и те же фото Наташи демонстрируются много раз. Зачем? Чтобы зритель убедился в том, что правильно отказались? Александр Липницкий добродушно вспоминает, что Цой не менял подружек, как иные рок-звёзды: он был женат на Марьяне, потом переехал в Москву к Наташе. В принципе, это всё, что надо бы знать о личной жизни Виктора, и попытки сказать больше в фильме выглядят неудачными и неуместными.
И они очень резко контрастируют с кадрами магнетических концертов группы «Кино», воспоминаниями друзей Цоя и небольшими фрагментами интервью самого Виктора. Полагаю, если бы создатели ленты оставили только это, портрет героя получился бы более чётким, адекватным и небанальным. Что касается «опасной» песни «Перемен», то разъяснить её смысл в фильме взялся кинорежиссёр Сергей Соловьёв: по его словам, Цой имел в виду вовсе не те перемены, которые произошли после 1990 года. Наивная и бессмысленная попытка, Сергей Александрович. Песня давно живёт своей жизнью и ни в какие рамки её не загнать. Как и всю музыку Виктора Цоя и память о нём.
Алексей Мажаев, InterMedia