Рецензия на фильм «Гренландия»: Земля же была безвидна и пуста
Оценка: 6 из 10
Фильм-катастрофа «Гренландия» выходит в российский прокат 20 августа 2020 года. Режиссёр: Рик Роман Во. В ролях: Джерард Батлер, Морена Баккарин, Скотт Гленн.
К Земле стремительно приближается огромная комета из другой галактики. О грозящей человечеству опасности долгое время никто не предупреждает — то ли недооценивая масштабы возможных разрушений, то ли намеренно придерживая негативную информацию. Напротив, небесное тело быстро обретает всемирную популярность, его даже любовно величают Кларком.
Инженер-проектировщик Джо (Джерард Батлер) тоже не ощущает особой тревоги из-за кометы. Намного сильнее его заботят не самые безоблачные отношения в собственной семье. Поэтому, когда Джо получает СМС-ку об избирательной эвакуации, он не поначалу не придает извещению особого значения. И напрасно, потому что Кларк оказался гораздо более непредсказуемым, нежели прогнозировали ученые.
Жанр фильма-катастрофы внес серьезные коррективы в знаменитое высказывание Льва Толстого из зачина к роману «Анна Каренина». Все несчастливые семьи, пытающиеся спастись в условиях катаклизмов, несчастливы одинаково. Два фактора остаются неизменными: отношения между мужем и женой с некоторых пор дали серьезную трещину, а кто-то из ведущей игру на выживание команды неизлечимо болен.
«Гренландии» тоже не удалось избежать этого изрядно поднадоевшего клише. Из-за этого квест с постоянно теряющимся и вновь находящимся лекарством становится до тошноты предсказуемым. Экранное время, занятое этими надуманными подробностями, можно было бы отвести под куда более зрелищные моменты. Но семейная драма, похоже, создателям фильма важнее пиротехнического буйства. Все трения между супругами показаны подробно, но без внятной предыстории. Хроника же Апокалипсиса выполняет своеобразную роль довеска и неравномерно размазана по прочим участкам фильма.
Возможно, таким образом создатели ленты хотели заявить о недооценке реальной угрозы помешанной на зрелищах тепличной молодежью. В «Гренландии» есть отличный эпизод, когда компания подвыпивших тинейджеров устраивает дискотеку, восторженно снимая на мобильники «фейерверк» естественного происхождения. Но сколь-либо внятной оценки эта подробность не получает — равно как и половинчатые меры американского правительства по эвакуации населения.
Религиозные аллюзии в фильме тоже приглушены, хотя, кроме как на них, опираться здесь вроде бы больше не на что. Цитаты из «Откровения Иоанна Богослова» звучат прямым текстом, а отсылки к Всемирному Потопу присутствуют подспудно. Есть здесь и грезы о Земле Обетованной, но в довольно сниженном контексте. Ведь в стремлении героев к бесприютной и суровой Гренландии чувствуется какая-то недобрая ирония или намек на обратный отсчет семи дней творения.
Денис Ступников, InterMedia