Рецензия: Алёна Швец - «Королева отстоя»
2020, Rhymes Music
Оценка: 7,5 из 10.
Не все современные подростки хотят слушать рэп с его хамоватой бравадой, не все готовы отрываться под рейв или бездумно релаксировать под модный кальян-поп. Многие из них выглядят очень уверенными в себе, но внутри они, как полагается, - романтичные, влюбляющиеся, комплексующие. Песен, которые помогают справиться с проблемами путём их маскировки, поколению всё же недостаточно: иногда хочется, чтобы кто-то простыми словами под внятную мелодию сформулировал то непонятное, что гложет тебя во время взросления. Или хотя бы описал похожие ситуации без панковской отвязности «Кис-кис» или ироничного умничанья Монеточки.
Альбом 19-летней Алёны Швец «Королева отстоя» отвечает на этот невысказанный социальный запрос. Простые, но запоминающиеся мотивы, остроумные тексты, в которых наигранная наглость может на глазах сменяться глубочайшей нежностью и полным отчаянием, честное исполнение. Любопытно, что по ходу альбома песни становятся всё откровеннее, будто артистка постепенно избавляется от панциря и всё сильнее обнажает душу. В начале пластинка прикидывается этаким милым альбомчиком про подростковые отношения, проблемы в школе и протест против взрослых. В песне «Скейтер» тинейджерская любовь ещё почти безоблачна, в треке «В кабинете у директора» её не могут омрачить даже враждебные педагоги, а композиция «Мемы» выглядит небезынтересным упражнением на тему «Образы и сравнения»: «Ты болтаешь о любви, а я ногой болтаю. Ты мечтаешь поступить, я умереть мечтаю».
С розовыми романтическими мечтами Алёна Швец расправляется в следующей паре треков. «Молодая красивая дрянь» - мощнейшее посвящение «бывшему»: «Я пыталась когда-то любить, но ты сделал мне больно и жутко, и теперь пред тобой вместо девочки той молодая, красивая сука». В «Машине для убийств» певица идёт ещё дальше и доводит хейт до гротеска. И, разумеется, по законам драматургии всё это оказывается лишь экстравагантной попыткой на какое-то время скрыть истинные переживания лирической героини (которую трудно отделить от самой Алёны, ибо все песни поются от первого лица). В номере «Некрасивые глаза» «молодую красивую машину для убийств» сменяет растерянная закомплексованная девочка в приступе самобичевания («у меня некрасивые глаза, они смотрят прямо в ад»). А следующий трек прямо так и называется - «Комплексы», и это просто гимн для неуверенных в себе девушек: «Сколько я себя только помню, я всегда была чёрти что: подвисают живот и щеки, руки, бёдра, бока и ноги, всё не так, я совсем убогий, скинуть бы килограммов сто». И дело тут совсем не в лишнем весе, как можно было бы предположить по этой цитате. Проблема серьёзнее: «Вся эта косметика, что от неё толку? Ей нельзя нарисовать к самой себе любовь».
Песня «Комплексы» не вышла в топы прослушиваний, но она и не предполагает массового спроса, хотя и представляется очень важным высказыванием. Закончить же альбом Алёна Швец решила не столь душераздирающими вещами: «Курение убивает» и «Молоко» отличаются красивыми припевами, а финальная «Когда рождается музыка» парадоксально сочетает пафос и грусть.
Алексей Мажаев, InterMedia