Рецензия: плейлист «Музыка 1980-х»
2020, Яндекс.Музыка
Оценка: 9,5 из 10.
Продолжительность сборника - 8 часов 34 минуты, и это тот уникальный случай, когда даже такой увесистый хронометраж может показаться слушателю совсем маленьким. А может, имелось в виду время, за которое можно доехать от Москвы до Санкт-Петербурга по новой платной трассе М-11? Если рулить под такой саундтрек (а местами и громко подпевать), однообразная дорога покажется совсем не монотонной.
Составители плейлиста при подборе композиций руководствовались единственным критерием, заявленным в названии плейлиста: в сборник должна была войти музыка, написанная в 80-е годы. Её хитовость (на постсоветском пространстве) подразумевалась по умолчанию, а в остальном составители не были стеснены никакими условностями - ни жанровыми, ни языковыми, ни даже вкусовыми. Грубо говоря, их ничуть не смущало соседство Queen с «Ласковым маем», Аль Бано и Ромины Пауэр с «Машиной времени» и «Землян» с «Кино».
Разумеется, если бы подобный сборник попался мне в руки на следующий день после окончания 80-х, я пришёл бы от него в ужас. Тогда считалось совершенно естественным стараться не смешивать иностранный рок с советской эстрадой, не говоря уже о примитивной попсе. При этом у меня была кассета, на разных сторонах которой были записаны Beatles и Motorhead, но кассету, где соседствовали бы Тина Тёрнер и Алексей Глызин, я не могу себе представить даже при своём нынешнем уровне толерантности. Конечно, тогда мне хотелось всё разложить по полочкам: вот итальянская эстрада, популярная в начале десятилетия, вот остаточные всплески диско от Ottawan, вот русский рок, вот new wave, а вот Queen, A-Ha и Джордж Харрисон. Из этих полочек можно было бы составить логичный, последовательный, академичный - и, скорее всего, довольно скучный обзор музыки 80-х.
Составители плейлиста в конечном счёте оказались совершенно правы. Саундтрек реальной жизни никаких раскладываний по полочкам не предлагал: музыка валилась хаотично, беспорядочно, разными путями и без всякой последовательности и стилистической стройности. Оглядывая трек-лист сборника, я вижу, что редакторы Яндекс.Музыки нигде не ошиблись: всё это было, всё это осталось в голове и сердце и так или иначе сформировало поколение. В плейлист вошло, как бы сказал Леонид Парфёнов, «то, без чего нас невозможно представить, ещё труднее - понять».
Какие-то из сотни с лишним попавших в сборник песен я слушал в 80-е тысячи раз, какие-то старался не слушать вообще, хотя сбежать от них было непросто. И вот тридцать лет спустя плейлист «Музыка 1980-х» окончательно фиксирует понимание того, что без «Седой ночи», «Зимнего сада» и «Розовых роз» эпоха была бы столь же неполной, как и без «Listen To Your Heart», «In The Army Now», «Перемен», «Города золотого», «Костра» и «Я тебя никогда не забуду». Сомнения вызывают лишь буквально две-три позиции, но остальные попадания можно считать снайперскими, так что при таком хронометраже сборника сомнениями можно и пренебречь.
Алексей Мажаев, InterMedia