Рецензия: документальный фильм «История русской поп-музыки. 1996»
2020, Lenta.ru
Оценка: 7,5 из 10.
Чем ближе к миллениуму, тем длиннее становятся выпуски: хронометраж 1996-го перевалил за час, и клиповое мелькание сюжетов кое-где сменилось глубокой проработкой главных тем. Таковой для новой серии президентские выборы, в которых теряющему популярность Борису Ельцину противостоял коммунист Геннадий Зюганов. Кислый рейтинг действующего президента России решено было поднимать, зазывая на избирательные участки молодёжь; именно на неё была рассчитана кампания «Голосуй или проиграешь», которой посвящена добрая четверть этого выпуска «Истории».
Весной 1996 года я, юный корреспондент информационного агентства InterMedia, отправился в офис к Сергею Лисовскому брать интервью. Тема беседы была сформулирована весьма расплывчато, зато серьёзный молодой человек из пресс-службы бизнесмена рядом с моим диктофоном положил свой - дабы я ничего не наврал при расшифровке. По ходу разговора выяснилось, что Лисовского целиком занимает только одна тема: не называя фамилий и слегка косясь на разложенные штабелями агитационные материалы, Сергей Фёдорович рассказывал о том, как шоу-бизнес поможет добиться на выборах «желаемого результата».
24 года спустя Лисовский - главный спикер выпуска, посвящённого 1996 году. Теперь он говорит уже менее напряжённо, однако громкими фамилиями по-прежнему не сыплет, кроме собственно Ельцина и Татьяны Дьяченко. Попутно он рассказывает, что «под выборы» планировалось открыть в России канал MTV, однако американские партнёры отказались иметь дело с сомнительными политическими кампаниями - поэтому вместо MTV появился «Муз-ТВ», где нашлось место и музыке, и агитации, да и в отсутствии зарубежных партнёров с их правилами и принципами была сплошная польза. Но самое интересное тут - не воспоминания Сергея Лисовского, а архивные кадры с концертов «Голосуй или проиграешь»: нынешние либералы и консерваторы, рокеры и попсари, государственники и оппозиционеры чуть не обнимаются и демонстрируют полное единение в поддержке «желаемого кандидата».
Главное событие 1996 года команда «Истории русской поп-музыки» осветила отлично, но на прочие темы запала осталось явно меньше. Авторов можно понять: трудно переплюнуть танец Ельцина и Осина (на фото) рассказами о дикостях рейв-культуры, «Казантипе» и «Чугунном скороходе». Но основные тенденции они охватить всё же попытались: Ирина Салтыкова как народная версия Натальи Ветлицкой, уход Ларисы Долиной из джаза в шансон, группа «Восток», копирующая Ace of Base, стилистические эксперименты Дмитрия Маликова, Татьяны Булановой и Линды, «Москва» Газманова на вокзалах, море пива от группы «Дюна» и продюсерский брит-поп «Мечтать». Не обошлось и без спорных парадоксов: так, группу «Несчастный случай» отчего-то сравнивают с «Манго-Манго», а песню «Пеп-си» «Вовочка» называют посвящённой Ленину. Какому Ленину, когда все знают, что это песня про Высоцкого?
Алексей Мажаев, InterMedia