постер к фильму

Рецензия на фильм «Вратарь галактики»: Мы верим твердо в героев телепорта

Оценка: 6 из 10

Фэнтезийный блокбастер «Вратарь галактики» вышел в российский прокат 27 августа 2020 года. Режиссёр: Джаник Файзиев. В ролях: Евгений Романцов, Мария Лисовая, Виктория Агалакова, Елена Яковлева, Евгений Миронов, Ян Цапник и др.

Два инопланетных титана Бело и Черно схлестнулись в решающей космической битве. Белые хоть и не начинали, но выиграли, однако понесли нешуточные потери. В ходе сражения разрушилась Луна, климат на Земле радикально поменялся, и теперь в Бразилии стоят морозы, а в Москве воцарилcя тропический зной.

Беззаботные столичные жители совсем не расстраиваются из-за перманентного отсутствия работы и огромных очередей за обычной питьевой водой. Все их внимание поглощено космоболом — термоядерной спортивной забавой, регулярно проходящей на полупрозрачном стадионе, зависшим где-то меж небом и землей. Лишь социофоб Антон люто ненавидит игру, небезосновательно считая, что она отвлекает от дел насущных. Но когда у него обнаруживаются способности к телепорту, его быстро вербуют в космобольную команду, которой надлежит ни много ни мало спасти мир.

Согласно бокс-офисам последних 3-4 лет, в России котируются, главным образом, супергеройские блокбастеры и спортивные драмы. Как, исходя из этого, выглядит рецепт априори кассового фильма? Правильно: скрестить одно с другим, особенно не задумываясь о последствиях. Режиссер Джаник Файзиев на это отважился, и результат оказался более чем спорным.

Постапокалиптическая Москва выглядит, конечно, поприличнее, чем в сусальном «Черновике». Забавно узнавать в «кришнаитских» коллажах обвитые неведомыми растениями сталинские высотки или «космический» район ВДНХ, так и притягивающий апологетов российского фэнтези (все началось еще, как мы помним, с бекмамбетовских «Дозоров»). Правда, эти пейзажи местами подозрительно напоминают гуляющие по интернету картинки со станциями столичного метро после ядерной войны.

И так во всем. Первые зрители «Вратаря галактики» уже азартно соревнуются, выискивая в нем параллели с лентами «Мстители», «Люди икс», «Бесконечная история», «Охота на монстра» и даже «Дед Мороз. Битва магов»! Все это надергано поверхностно и хаотично. Джаник Файзиев забывает раскрыть предыстории персонажей, их отношения или, например, истоки фобии Антона по отношению к ящерицам.

В то же время, режиссер не так уж прост, как может показаться. Внедрять элементы фэнтези в совсем, казалось бы, не приспособленные для этого жанры он успешно пытался еще в «Августе. Восьмого». Только там гигантские роботы сражались в воображении маленького героя, а здесь в противостоянии Бело и Черно угадывается христианская история низвержения дьявола в ад (недаром Евгений Миронов в образе Бело так напоминает Иисуса Христа).

Но, безусловно, особых метафизических глубин искать во «Вратаре галактики» не приходится. Файзиев прекрасно отдает себе отчет, что живет в обществе спектакля, соглашаясь неукоснительно следовать его законам. В сценах с матчами отлично показано, как подлинная человеческая трагедия подменяется напыщенным зрелищем. В той же парадигме неожиданно для режиссера прочитывается и появление на экране Михаила Ефремова в образе недотепы-полицейского, олицетворяющего собой бессилие правопорядка перед шоу, которое должно продолжаться любой ценой. От того, как стирается здесь грань между экранной и видимой реальностью, становится немного не по себе.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости