Рецензия на фильм «Таинственный сад»: Лабиринт Ферта
Оценка: 7 из 10
Российская премьера фильма состоится в онлайн-кинотеатрах 1 сентября 2020 года. Режиссер: Марк Манден. В ролях: Дикси Эгерикс, Томми Сёрридж, Амир Уилсон, Джули Уолтерс, Колин Фёрт и другие.
В ходе военного конфликта между Индией и Пакистаном погибают родители Мэри, живущие в стране в качестве дипломатов. Девочку отправляют в Англию к родному дяде. Живописные южные виды сменяются серыми болотами, старый особняк мрачен, а дядя еще мрачнее. Он уже много лет не может смириться со смертью жены. Для Мэри он устанавливает жесткие правила, запрещает ей выходить из комнаты, бродить по коридорам огромного дома. Но страсть Мэри к приключениям трудно остановить. Она находит двоюродного брата, прикованного к постели, различные загадочные артефакты прошлого, а вместе с ними – путь в удивительный сад, в котором исполняются любые желания и излечиваются болезни.
«Таинственный сад» – это отличная семейная история. Она как раз из разряда тех самых добрых и милых, трогательных и душевных фильмов, в которых зрители особенно остро нуждаются в трудные периоды жизни (например, после пандемии). Грустно осознавать, что он никогда не выйдет на больших экранах, поскольку российский прокатчик (коим является компания «Вольга») решил выпускать его сразу на видеосервисах в интернете. С другой стороны, как показывают результаты последних бокс-офисов, люди по-прежнему опасаются массово ходить в кинотеатры, поэтому большую аудиторию и зрительскую любовь фильм в любом случае не смог бы там получить. Остается надеяться, что он получит ее в интернете.
В «Таинственном саду» оказалось интересным следить как за приключениями самой маленькой героини, так и за всем ее окружением. Дети до пубертатного возраста и их отношения между собой – это всегда хороший источник характеров и сюжетов, пусть даже порой наивных, но точно трогательных. Первая ассоциация, которая возникает при виде фильма, что все это – просто какая-то версия «Лабиринта Фавна». Это не совсем верно. До высот шедевра Гильермо дель Торо «Таинственный сад» не добирается, несмотря на очевидные сходства и постоянно возникающие ассоциации. К тому же, ни фэнтези, ни мистики здесь нет. Зато есть глубокий психологизм персонажей, многие из которых стремятся справиться с современными демонами с разной степенью успеха.
Создатели фильма на славу потрудились с деталями, оформлением интерьеров, цветовой палитрой. Все приемы банальны и просты, но в сумме они хорошо работают. Вот яркая Индия противопоставляется тусклой Англии. Вот таинственный сад, выглядящий, как настоящая сказочная страна. Вот особняк, в котором деталей не меньше – многим зрителям стоит приглядеться к тому, как замок оформлен на самом деле. В нем все то, что на первый взгляд кажется простыми картинами животных, при ближайшем рассмотрении оказывается хорошо замаскированными набитыми чучелами. С одной стороны, это черта, характеризующая внутренний мир хозяина поместья – внутренние миры персонажей здесь очень хорошо гармонируют с их внешностью, одеждой, предметами интерьера. С другой стороны, особняк с окружающим его болотом таким образом становится своеобразным миром мертвых, которому во всех смыслах противопоставлен сад – очевидно, что мир живых. И конечный выбор между тем, чтобы умирать, утягивая за собой все вокруг, или же жить, спасая других, становится здесь главной темой.
При этом, даже если не заниматься намеренным вычленением всех метафор, общий посыл все равно останется потянет большинству зрителей. «Таинственный сад» – кино простое, но от этого оно не стало глупым. Наоборот, в этой кажущейся на первый взгляд наивности кроется вся его глубина. Он остается семейной картиной, красивой сказкой, которую стоит советовать и детям, и их родителям. Сказкой, в которой психологизм и детали заменили фэнтези и мистику.
Павел Соломатин, InterMedia