постер к фильму

Докер-2020: 6 лучших фильмов кинофестиваля

6-й Международный кинофестиваль документального кино «Докер» прошёл в Москве с 21 по 30 августа 2020 года. Фестиваль акцентируется на независимой авторской мировой кинодокументалистике во всех её проявлениях: от социальных блокбастеров, кинохроники и мокьюментари до поэтического киноповествования, артхауса и научно-популярного кино. В этом году «Докер», несмотря на все трудности, вызванные пандемией, сумел не только продолжить радовать зрителей отобранной коллекцией документальных фильмов, но и собрал сильнейшую программу в своей истории.

В основном конкурсе было представлено 12 работ со всего света, однако и в параллельных секциях нашлось немало любопытных картин, достойных обсуждения. Редакция InterMedia ознакомилась практически со всеми фильмами фестиваля, но, чтобы не раздувать итоговый отчёт до нечитаемых масштабов, была вынуждена ограничить себя количеством рассматриваемых картин. В итоге мы скрепя сердце отобрали шесть самых-самых, о которых с радостью вам расскажем далее.

Кроме того, вы можете ознакомиться с официальным выбором жюри, которое огласило победителей «Докера» 30 августа.

Изоляция

Одной из самых громких и наиболее титулованной картиной «Докера» образца 2020 года стала румынская документалка «Акаса, мой дом». Она не просто успела прокатиться по нескольким престижным кинофестивалям, но ещё и удостоилась награды за лучшую операторскую работу на «Санденсе». Картина следует традициям нового румынского кино, важнейшей частью которого является полудокументальный реализм, однако в «Акасе» игровых момент нет вовсе, хотя так сразу и не скажешь, ибо манера повествования здесь такая, что будто бы камеры и нет вокруг героев.

Фильм рассказывает об изолированной на добровольной основе коммуне, располагающейся посреди Бухарестской дельты – в огромном зелёном пространстве, в котором дикая природа стала редкой городской экосистемой. Люди там живут без каких-либо благ цивилизации, в простых хижинах, носят оборванные тряпки, питаются в основном пойманной рыбой и собранными ягодами. Рыбы у них действительно много, поэтому иногда они выходят в большой город, чтобы её кому-то продать. Но эти вылазки обычно редки, поскольку опасны. Община практически существует вне закона: частые рейды спецслужб – главная беда местных жителей, которые заслышав вой сирен, разбегаются как тараканы при включённом свете.

Кроме главенствующей темы изоляции, «Акаса», естественно, предельно близко рассматривает вопрос урбанизации как процесса, прямо противоположному понятию «счастливая жизнь» по отношению живущих в дельте людей. «Акаса, мой дом» сильно напоминает любой из фильмов Бена Зайтлина, в частности «Зверей дикого Юга», в котором магический реализм замещён на самый обычный и порой откровенно бескомпромиссный реализм.

От европейской изоляции перемещаемся в изоляцию российскую. Документальный фильм «Пена» Ильи Поволоцкого переносит зрителя к побережью Баренцева моря. Когда-то в эпоху Советского Союза там располагались многочисленные военные гарнизоны, а теперь регион опустел практически полностью: заброшенные научные станции, ржавые корабли и обезлюженные прибрежные посёлки. Однако жизнь там всё ещё теплится. Браконьеры на небольших лодочках бороздят живописные просторы, вылавливают рыбу да подрезают металл со списанных кораблей.

Этот образец постдокументалистики напрочь стирает грани между игровым и документальным кино. Илья Поволоцкий погружает нас прямо в пучину жизни этих людей, у которых есть и жёны, и дочки, и свои заботы. Нам показывают отца семейства, который в перерывах между опасными заплывами за добычей, умилительно играет с дочкой. В противовес ему – старец, который до сих пор несёт службу в береговой охране. Но «Пена» не ограничивается противостоянием браконьеров и представителей закона, которые на поверку открываются перед нами настоящими, многогранными личностями, чей род деятельности напрямую связан с местностью их обитания. Нам также показывают «городскую жизнь»: две школьницы обсуждают выпускной, ходят в кино в местном торговом центре и веселятся на школьной дискотеке. Жизнь – она в деталях, как бы говорит режиссёр.

Другой удалённый регион – Камчатка – становится местом действия ещё одного документального фильма, затрагивающего рыбную ловлю и жизнь в географической изоляции. Российскую картину «Нерка. Рыба красная», закрывавшую «Докер-2020», можно смело сказать самым красивым документальным фильмом фестиваля. Работа Владислава Гришина и Дмитрия Шпиленка рассказывает о диком лососе юга Камчатки – озерновской нерке, создающей местный рай для рыболовов и всех животных и птиц. Большие бурые мишки ежедневно выходят за добычей, порой устраивая показательные поединки друг с другом прямо посередине неглубокого притока.

Однако полюбоваться живописной идиллией дикого мира – не единственная цель документалистов, они выносят на обсуждения важный экологический вопрос. Казалось бы, запасы нерки неограниченны – как источник пищи и дохода, она занимает главенствующую позицию в регионе. Но из-за человеческой жадности и безответственного отношения к природе, даже самые огромные запасы могут оказаться на грани исчезновения.

Старость в радость

Отношение с природой проходит красной линией и через короткометражный фильм сербской документалистки Майи Новакович. «И наступает вечер» напомнит зрителям об одном из лучших и уж точно самом титулованном документальном фильме прошлого года (странно, что «Оскар» всё-таки ушёл не ему) – македонской «Стране мёда». В «И наступает вечер» герои тоже живут в изолированной холмистой местности – в Восточной Боснии – и наслаждаются максимальным единением с природой. Две старушки заботятся друг о друге, с любовью ведут хозяйство, а по вечерам любуются закатами. 30 минут чистой поэтичной документалистики.

Открылся «Докер» в этом году польской доку-мелодрамой «Уроки любви», в которой свободная духом Йола уходит от своего мужа почти после 50 лет совместной жизни и оказывается в водовороте нового романа. Ещё один фильм, снятый на грани документалистики и игрового кино, отчего наблюдать за событиями «Уроков любви» становится интереснее с каждой сценой. Стремление к счастью возможно в любом возрасте, порой это требует серьёзных усилий над собой, но ещё больше – смелости. Документальный фильм Малгожаты Голишевской и Каси Матеа воспевает эту смелость с грацией, элегантностью и огромным чувством юмора главной героини, которыми пропитан фильм насквозь.

Школа жизни

Завершает нашу селекцию 2020 года изысканный итальянский док «Мальчик с подносом» Дэвида Мальди из параллельной секции фестиваля. Выполненный в эстетическом антураже «Молодого Папы» Паоло Соррентино, фильм рассказывает о 14-летнем юноше, решившем записаться в школу общественного питания, чтобы побыстрее получить профессию. Его учат не только кулинарии и этикету, но и законам и религии, что превращает обычный школьный курс в настоящую школу жизни.

Мальди сталкивает лоб в лоб юношеский максимализм с ответственностью и самостоятельностью, присущими взрослой жизни, показывает, почему снобизм может быть полезен в умеренных дозировках, и учит тому, что всё великое начинается с малого. Неожиданно самый семейный документальный фильм фестиваля, который, кажется, нужно показывать каждому подростку, которому только предстоит делать трудный выбор пути после окончания школы.

***

Шесть разных, но сильнейших документальных фильмов – это всего лишь часть замечательной программы «Докера-2020», которую, к сожалению, в этом году многие не смогли увидеть на большом экране из-за противовирусных ограничений и страха заразиться. Но ничего, в следующем году любители настоящего авторского документального кино обязательно наверстают упущенное. И мы будем в их числе.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости