Сумрачный гений переменного тока. Рецензия на фильм «Тесла»
Оценка: 4 из 10
Режиссер: Майкл Алмерейда. В ролях: Итан Хоук, Кайл МакЛоклен, Ив Хьюсон. В широкий прокат в России фильм вышел 27 августа 2020 года.
Выдающийся изобретатель Никола Тесла до сих пор будоражит умы людей. То ли гений, то ли сумасшедший, то ли и вовсе пришелец с другой планеты. Его биография – это причудливая смесь блестящих открытий, видений будущего, сигналов с Марса, фобий и явных признаков обсессивно-компульсивного расстройства. Неудивительно, что Никола Тесла до сих пор волнует писателей и режиссеров. Вот и Майкл Алмерейда достал из закромов свой сценарий, который был написан еще в 1980-е годы, но отложен в долгий ящик, и предпринял собственную попытку адаптации биографии для экрана.
Майкла Алмерейду многие называют голливудским «доктором сценариев», поскольку он брался доводить убогие сценарии с амбициозными задумками до приемлемого состояния. Остается только гадать, почему «доктор», отредактировавший за свою карьеру так много чужих сценариев, к своему собственному проекту подошел, откровенно спустя рукава, сняв кино совершенно пустое и безыдейное.
Действие фильма начинается сразу с середины истории – в США вовсю идет «война токов» между Томасом Эдисоном и Джорджем Вестингаузом. Если вы знаете историю этого конфликта или смотрели фильм «Война токов» с Камбербэтчем, Холландом и Холтом, то, возможно, поймете, о чем пойдет речь. Остальным зрителям предстоит смотреть на экран в большом недоумении – в фильме нет экспозиции, завязки, каких-либо объяснений. В нем есть лишь невнятные диалоги, которые лишь иногда несут информацию, но чаще всего остаются пустой болтовней. Некоторые моменты (например, по всей видимости, собственную мотивацию снять фильм) режиссер решает все-таки объяснить, хотя прием для этого выбирает самый чудовищный – закадровый голос. Героиня Ив Хьюсон, которая в самом фильме играет влюбленную в Теслу дочь банкира Энн Морган, садится за ноутбук или проектор, рассказывая зрителям, как много можно найти в Гугле информации про Эдисона, как мало – про Теслу, а также о некоторых других, совершенно незначительных для картины вещах. Все это постоянно сбивает зрителю концентрацию, выдергивая его из процесса просмотра фильма, а также снабжает кучей сведений, которые в контексте всей истории остаются совершенно лишними. Право слово, выглядит это так, будто «Тесла» прямо говорит своим зрителям: «Хотите узнать больше про героев фильма? Идите в Гугл». Спасибо, Алмерейда, так и поступим. Правда, не совсем понятно, зачем в таком случае вообще идти смотреть это кино?
Алмерейда прославился, сняв «Гамлета», чье действие было перенесено в современное время. Несколько лет спустя он решил повторить успех, адаптировав под современную эпоху другую пьесу Шекспира, – «Цимбелин». Можно спорить о художественных достоинствах его картин, но их идеи хотя бы были понятны. В «Тесле» автор создает мир, в котором реальность, фантазии и допущения смешиваются в одно. Это было бы не так плохо (особенно с учетом пробелов в биографии ученого), если бы такое смешение в итоге выстраивало бы цельную и логичную картину. Алмерейда только в самом начале отделяет вымысел от реальности, затем он перестает это делать, – и картина начинает рушиться с каждой новой сценой. Вместо фантасмагории о жизни Теслы получается чудовищная бредятина, в которой в события 19-го века постоянно вмешиваются смартфоны и ноутбуки, а количество поисковых запросов волнует автора больше, чем внутренний мир героев.
«Войну токов» многие в свое время критиковали, и не зря. Однако на фоне «Теслы» фильм Альфонсо Гомес-Рехона кажется чуть ли не идеальной исторической драмой об Эдисоне, Тесле и других героях эпохи. По крайней мере, в ней были и цельность, и внятно рассказанная история, и попытка объяснить внутренний мир всех участвующих персонажей. «Тесла» может быть интересен разве что фанатам Итана Хоука – это единственный актер из всего состава, который хоть что-то играет, остальные присутствуют лишь для количества. Алмерейда запихнул в свою картину множество разных эпизодов из жизни своего героя, затем лишил их связи, превратив историю в сумбур. Фильм выглядит так, словно с самого начала режиссеру было неинтересно что-то объяснять. Тесла так и остался в его версии сумрачным гением, не понятым и несчастным. Впрочем, быть может, этого режиссер и добивался?
Павел Соломатин, InterMedia