Рецензия на фильм «Порочная связь»: Разводная история
Оценка: 6 из 10
Фильм «Порочная связь», открывший Венецианский кинофестиваль и показанный в рамках кинофестиваля в Торонто (TIFF), выходит в российский прокат 26 ноября 2020 года. Режиссёр: Даниэле Лукетти. В ролях: Альба Рорвахер, Сильвио Орландо, Луиджи Ло Кашио, Андриано Джаннини и другие.
Фильмы на семейную тематику уже второй год подряд открывают Венецианский кинофестиваль – в 2019-м честь выпала Хирокадзу Корээде с его англоязычным дебютом «Правда», а теперь на очереди итальянский ответ «Брачной истории». Драма «Порочная связь» Даниэле Лукетти берёт своё начало в Неаполе 1980-х годов и растягивается вплоть до настоящего времени.
Мы наблюдаем за вечером обычной семьи: папа Альдо играет с сыном и дочкой чуть постарше в ванне, пока его оттуда не выгоняет мама Ванда с возмущением, мол, вы тут уже полтора часа сидите. Затем папа читает сказки детям перед сном, а мама в то же время целует их в лобики и поправляет одеяла. Впервые мы видим супругов наедине лишь только на кухне, однако идиллией тут и не пахнет. Альдо решает признаться: он переспал с другой. Ванда не намерена мириться с такой непростительной выходкой мужа и выгоняет его из дома.
Но развестись они не могут – слишком много ниточек их связывает и заставляет постоянно видеться, общаться, находиться рядом даже тогда, когда о любви уже и речи быть не может. Естественно, главный «фамильный узел», не дающий супругами разойтись раз и навсегда, это их дети. Они растут, наблюдая за всеми их ссорами и попытками найти компромисс в воспитании. Мама собирает их в школу, но во время завтрака они слушают радиопередачу отца, чтобы не забывали его голос. Постоянные перелёты между мамой и папой, между Неаполем и Римом естественным путём сказываются на психике детей, каждый из которых норовит выбрать свою сторону в конфликте взрослых.
Сравнивать с прошлогодней «Брачной историей», конечно, хочется, но от всех этих сравнений картина Лукетти только проигрывает. Как бы тандем его актёров не старался (Ванду, кстати, играет замечательная Альба Рорвахер из «Счастливого Лазаря» и «Голодных сердец»), они оба меркнут по сравнению с Драйвером и Йоханссон. Их ссоры слишком сухие, отношения по принципу love-hate так и не достигают необходимого катарсиса.
«Порочная связь» можно было освежить за счёт иной перспективы на развод, даже более выигрышной на фоне прошлогодней картины Ноа Баумбака, если бы режиссёр сделал более очевидный акцент на детях главных героев – благо их тут двое, они разного возраста и характера. Если бы чуть больше внимания было уделено их психологии, взглядам на ситуацию и непосредственному участию в сюжете, то картина заиграла бы совсем другими красками.
Но нет, всё внимание уделено изматывающей драме взрослых. Повествование постоянно скачет между прошлым и настоящим, а обилие закадрового голоса, проговаривающего экспозицию и расписывающего эмоции, превращает фильм в едва выносимую мелодраму. Отчасти ситуацию спасают живописные виды Неаполя и Рима, перед которыми вряд ли кто-то сможет устоять.
Вадим Богданов, InterMedia