постер к сериалу

Рецензия на мини-сериал «Третий день»: Плетёный Джуд Лоу под солнцем стоит

Оценка: 7,5 из 10

Премьера мини-сериала HBO «Третий день» состоится на видеосервисе Амедиатека 15 сентября 2020 года. Режиссёры: Марк Мандел и Филиппа Лоуторп. В ролях: Джуд Лоу, Наоми Харрис, Кэтрин Уотерстон, Пэдди Консидайн, Эмили Уотсон и другие.

Вот казалось бы, после великолепного «Плетёного человека» Робина Харди и умопомрачительного «Солнцестояния» Ари Астера подобный сюжет уже никак не должен сработать. Но у «Третьего дня», нового шестисерийного мини-сериала HBO, назло всем скептикам удаётся в третий раз использовать знакомую фабулу и преподнести её зрителям так, чтобы они проглотили и захотели добавки. Козырная карта шоу воплощается в ещё одном его культовом референсе – речь о фильме Мартина Скорсезе «Остров проклятых», сюрреалистичность которого здесь оказывается помножена на 10 и подчёркнута нетипичными визуальными решениями, превращающими обычные сцены эмоциональных переживаний героя в игры больного подсознания.

«Третий день» разделён на две главы по три серии – действие первой происходит летом, а вторая встретит вас зимними пейзажами. Главные герои у глав также разные: сначала зрители наблюдают за приключениями персонажа Джуда Лоу, затем на первый план выходит Наоми Харрис и её сюжетная линия. Связаны ли истории между собой? К сожалению, да. Почему «к сожалению» и каким образом эта связь всё портит – вернёмся несколькими абзацами спустя.

Пятница. Ухоженный и в хорошем костюме Сэм (Джуд Лоу) плачет под Florence + The Machine в своих наушниках. Сегодня годовщина смерти его сына – трагедии, от которой невозможно оправиться. Остановившись вдоль просёлочной дороги, Сэм в очередной раз пытается найти защиту от своего горя, на этот раз он взял футболку сына и отпускает её в свободное плавание по реке, попутно «отпуская» и свои тревожные мысли. Но внезапно кое-какое событие возвращает Сэма в реальный мир – в том же лесу неподалёку от него девушка решила покончить с собой, забравшись в петлю на дереве. Мужчина бросается на помощь и успевает спасти девушку, чуть погодя рассказавшую Сэму о том, кто она и откуда. Наш герой решает отвезти бедняжку домой.

Выясняется, что девушка живёт на удалённом островке, единственная дорога к которому пролегает буквально по воде – есть всего несколько часов в сутки, когда вода отступает, и тоненькая линия земли соединяет большую сушу с небольшим поселением Осиа. Люди там живут странные и напрочь отрешенные от цивилизации – никаких смартфонов и интернета. На первый взгляд все они очень приветливы и добродушны, особенно мистер и миссис Мартин (Пэдди Консидайн и Эмили Уотсон), однако очевидно, что либо что-то скрывают, либо замешены в чём-то мистическом. Неспроста повсюду в деревне можно встретить необычную религиозную символику, указывающую на то, что жители Осиа одновременно являются последователями Христа и Джека-Потрошителя.

Естественно, Сэм не может просто взять и уехать с острова. В этом и заключается вся соль данного сюжета. Проблем у него много: кроме отсутствия связи (именно сегодня у Сэма должна была состояться важная сделка с участием крупной суммы денег), всё больше персонажей начинают контактировать с героем, а некоторые даже пытаются его убить, спутав с кем-то. Среди всех «странных» жителей герой находит одного человека, которому на первый взгляд можно верить – девушку по имени Джесс (Кэтрин Уотерстон), она вроде как учёный и вроде как не местная.

Но чем дольше Сэм прибывает на острове, тем менее стабильной становится его психологическое состояние. Он всё чаще погружается в себя, то ли под воздействием каких-то веществ в еде, то ли из-за мистической ауры Осиа герою начинают казаться страшные вещи, навеянные травмой, которую он так старательно пытался забыть на большой земле. Ему снятся страшные сны, реальность начинает казаться обманчивой, настоящее перемешивается с прошлым, в общем уже где-то во второй серии всё происходящее примет яркий психоделичный оттенок.

Постановщик первой главы Марк Мандел вооружается броским визуальным стилем, который воодушевит каждого зрителя, любящего глазами в первую очередь. Поначалу вам может показаться, что это у вас что-то не так с монитором – местами цвета окружающего мира достигают кислотных оттенков (поскольку на экране лето, доминируют зелёный и жёлтый), а по краям кадра нередко прослеживаются эффекты то сепии, то ч/б. Но нет, таков визуальный язык первой главы, словно бы «Жёлтую подводную лодку» Битлз переложили на художественное кино. Нечто подобно провернул Джулиан Шнабель в своём байопике о Винсенте Ван Гоге «На пороге вечности», в котором точно так же экспрессионистские краски были олицетворением нестабильности ментального состояния главного героя.

Игра с подсознанием – одна из главных особенностей сериала, отличающих его от «Плетёного человека» и «Солнцестояния». И Мандел прекрасно понимает это, за все три часа своей истории он по максимуму наигрался с различными операторскими техниками (крупные планы, блюр, активная преследующая съёмка, закреплённая камера на определённом предмете), исходя из чего, смотреть «Третий день» всегда интересно с визуальной точки зрения. Сюжету же интригу придаёт постоянно повышающийся градус сомнения в том, что происходит на экране: где реальность, а где игра разума? Однако настоящая причина, почему сериал ощущается таким свежим и увлекательным, это игра Джуда Лоу, возможно, одна из лучших в его карьере. Лоу, которого вечно тянет в сторону религии, прекрасно ухватил этот эмоциональный надлом своего героя, сумел создать такой образ персонажа, что за его судьбой хочется следить до самого конца.

Чего ещё хочется в случае с «Третьим днём», так это то, чтобы он завершился после третьего эпизода, ибо вторая глава, мягко говоря, разочаровывает. Её постановщица, Филиппа Лоуторп, снимает вообще без каких-либо изысков: стандартный монтаж, серые тусклые тона, никакой изобретательности в работе камеры. От художественного пиршества сериал резко переключился на совсем безыдейную телевизионную постановку. Но ладно если дело было бы исключительно в этом, чисто на сценарном уровне вторая глава пестрит примитивными сюжетными поворотами и, самое наглое, зачем-то использует повествовательные механизмы первой главы.

Наоми Харрис играет Хелен, мать двух девочек, у одной из которых вот-вот будет день рождения. В качестве подарка мама везёт детей в особое место, которым и оказывается остров Осиа. Там они сталкиваются с враждебностью местных жителей и творят всякие глупые вещи, наблюдать за которыми нет совершенно никакого интереса. Более того, вторая глава ещё настойчиво пытается подпортить первую, норовя объяснить, проговорить и попросту заполнить нестрашные пробелы необязательной информацией.

Однако разочарования можно спокойно избежать, выключив «Третий день» после первой главы. Вы всё равно получите яркую захватывающую историю с участием Джуда Лоу, а самое главное – законченную на высокой ноте. Если верить словам местных жителей острова Осиа, кузнечики – предвестники всего самого плохого (включая естественный финал), и именно кадром с этими насекомыми завершается третий эпизод. Смекаете?

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости