На «Российской креативной неделе» обсудили закон о креативных индустриях
В рамках форума «Российская креативная неделя – 2020», проходящего в Москве в Парке Горького, состоялась дискуссия «Нормативно-правовое регулирование: каким должен быть закон о креативных индустриях?» В ней приняли участие:
– председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский,
– заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, директор АНО «Агентство креативных индустрий» Кирилл Ильичев,
– директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова,
– заместитель директора департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Роман Колупаев.
Модератором выступил куратор проекта 100 Most Creative Russians Игорь Намаконов.
Эксперты отметили, что сложный и очень разный процесс создания продукта в каждой из индустрий, которые обычно относят к креативным – в кино, музыке, дизайне, выставочном деле и так далее – затрудняет точную классификацию. Из-за этого нередко составные части одного процесса (например, создание, производство и распространение креативного продукта) требуют совершенно разных видов деятельности, и как следствие – получают абсолютно разные и несвязанные коды ОКВЭД. Как показала пандемия, многие предприниматели, которые относятся к креативному сегменту экономики, оказывались за бортом государственной поддержки.
Андрей Кричевский предложил отойти от общих определений и опираться на экономические показатели каждого конкретного предприятия – если объем нематериальных активов бизнеса больше, чем материальных, то его автоматически можно отнести к категории креативного предпринимательства. Именно такие компании, работающие над созданием сходных продуктов, формируют кредитивные индустрии.
Только в Москве подобным видом предпринимательства занято более 400 тысяч человек, а творческим трудом занимается в два раза больше – около 900 тысяч специалистов, рассказал Кирилл Ильичев. При этом, по словам эксперта, менее 30% предпринимателей из креативного сектора экономики были охвачены мерами государственной поддержки за время пандемии.
Сложившаяся ситуация подстегнула интерес со стороны творческого сообщества и представителей государства к вопросу о регулировании креативных индустрий. По мнению Андрея Кричевского, принятие закона, вопреки ожиданиям органов власти, скорее приведет к негативным последствиям и затормозит развитие творческого потенциала страны:
– Лидеры этих индустрий хотят поддержки государства, но не хотят госрегулирования. Невозможно зарегулировать то, что до конца пока не удается даже сформулировать, определить. Единственное, что можно вписать в такой закон, – это экономические механизмы, своего рода договоренности о способах взаимодействия между государством и креативными индустриями. То есть ввести понятие креативного предпринимательства, дать ему адекватные, подходящие именно для этого вида предпринимательской деятельности налоговые режимы, зафиксировать правила работы фондов, которые нужны, в том числе грантовой или гарантийной поддержки и так далее, – заявил он.
С коллегой согласилась Ольга Свиблова, которая призвала пересмотреть Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
– Нигде в мире нет законов о креативных индустриях. Творческие люди всегда неудобны. Поэтому закон о креативных индустриях скорее всего выльется в очередной 44-ФЗ, – предостерегла она.
В качестве серьезного барьера в развитии креативных индустрий Андрей Кричевский отметил общую правовую неграмотность:
– Мало кто понимает, что интеллектуальная собственность – это не только те объекты и способы защиты, которые перечислены в Гражданском кодексе. Можно защищать свои права и формировать капитализацию с помощью совершенно новых методов – например, депонирования через цифровые сервисы. В том числе в различных юрисдикциях, не только в России, – сказал он.
В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что закон о креативных индустриях нужен чиновникам на местах, чтобы регламентировать внутренние процессы и дать возможность государству на разных уровнях власти без рисков осуществлять поддержку креативного бизнеса. Сами представители бизнеса выразили мнение, что необходимости в лишнем регулировании нет. Вместо этого необходимо повысить уровень информированности предпринимателей о своих правах и привить обществу уважение к интеллектуальному труду на всех стадиях творческого процесса.