предоставлено пресс-службой Ассоциации IPChain

На площадке IPQuorum.Creative эксперты высказались за новые подходы в сфере образования

Круглый стол «Запустить Ренессанс 2.0 – что должны знать новые Леонардо» прошел на площадке IPQuorum.Creative, организованной в рамках форума «Российская креативная неделя – 2020». Организатором стала Ассоциация IPChain. В обсуждении приняли участие:

– заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев,

– директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская,

– исполнительный директор Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов,

– президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий,

– футурье, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, федеральный эксперт Национальной родительской ассоциации, сооснователь Школы семейного театра Ирина Галанова,

– пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация образования» Российского фонда фундаментальных исследований, главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик.

Модератором выступил вице-президент Евразийской академии телевидения и радио Валерий Хилтунен. Эксперты обсудили, как в современных условиях придать системе образования необходимую гибкость в интересах развития творческого потенциала страны.

Как отметил Валерий Хилтунен, до девяти лет практически все дети обладают потенциалом стать новыми Леонардо, но дальше их начинает формировать окружающий мир, в котором далеко не везде приветствуется стремление выйти за рамки привычного, стать генератором новых идей, и гениями становятся единицы. По его мнению, для запуска Ренессанса 2.0 и воспитания будущего поколения талантов необходимо отказаться от принципа углубленной специализации и взращивать в людях такое качество, как универсализм.

Так считает и футурье Ирина Галанова:

– Сейчас мир движется с такой скоростью, что для выживания в нем необходимо обладать широким спектром навыков. Я определила три столпа, на которых должна строиться жизнь человека: знание собственного организма, понимание объективных законов природы и законов социума, коммуникации в обществе. Эти умения позволяют быстро адаптироваться, и универсальный человек сможет находить нехоженые тропы.

Игорь Намаконов полагает, что универсализм – это прежде всего гибкость навыков:

– Чтобы стать новым Леонардо, необходимо быть кросс-функциональным, то есть уметь находить на стыке разных направлений новые экономические решения и продукты, взаимодействовать с различными дисциплинами, знать, как реализовывать свои идеи в странах, где они востребованы. Креативные индустрии сочетают в себе, с одной стороны, творчество, а с другой – предпринимательство. Мало кто видит эту связь. Поэтому соглашусь с тем, что идея профессии умерла. Современные специалисты должны обладать общечеловеческими или, как сейчас говорят, гибкими навыками, надпрофессиональными компетенциями. Для этого нужно развивать креативное мышление – это именно то, что позволяет прокачать гибкость, фокус и умение концентрироваться, ориентироваться на новое.

Не все эксперты согласились с идеей о том, что специалист нового формата должен быть универсалом. По мнению Екатерины Чуковской, при таком подходе, когда дилетанты начинают без должной подготовки заниматься сложной специализированной работой, возникает большой риск девальвации профессии.

– Я скептически отношусь к универсалам. «Стыки» интересны, когда они порождают неожиданный и коммерческий успешный продукт, но это подходит не для всех случаев. К примеру, я не хочу, чтобы у меня был креативный универсальный врач, я хочу, чтобы он хорошо знал свою профессию. Важно помнить, что некие базовые навыки и знания, которые были наработаны веками, тоже имеют большую ценность. Образование должно строиться на каком-то определенном стержне, а вот задача родителя или учителя – это сориентировать ребенка так, чтобы он выбрал профессию по душе

Коллегу поддержал Сергей Матвеев, подчеркнувший, что главное умение профессионала – это не универсальность, а способность фокусироваться.

– Часто говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Но в сфере креативной экономики, то есть в экономическом аспекте создания продукта, в первую очередь нужно правильно выбрать фокус, подходящую профессию или область деятельности, где человек может максимально проявить свой талант. Во-вторых, нужно уметь взаимодействовать с пограничными сферами. Думаю, не менее важно учить творческих людей уважать и грамотно использовать интеллектуальные права. Им должно быть понятно, какие у них есть права, как разрешить другим людям использовать их продукты.

По мнению эксперта, в современном мире значимость института интеллектуальной собственности значительно возросла в результате смены самих моделей производства – место вертикальной иерархии заняло горизонтальное партнерство, и мало кто из специалистов осознает последствия таких глобальных изменений для своей жизни. «Этим навыкам нужно учить, остальное люди выберут сами. Да, традиционные классификаторы профессий исчезнут, но рамки таланта останутся, и профессиональные навыки останутся в цене», – сказал он.

Будущее профессионального обучения может быть построено на самообразовании, полагает президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий:

– Профессия дизайнера подразумевает определенную степень дилетантства во всех областях. Мы должны разбираться абсолютно во всем, быть специалистами широкого профиля, но всегда быть в поиске оригинального решения. Поэтому зачастую мы полагаемся на самообразование, учимся смотреть на 360 градусов, получаем дополнительную информацию вне вузов и добираем те блоки знаний, которых нам не хватает.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что действующие стандарты образования не отвечают запросам времени.

– Есть федеральный список учебников и государственные образовательные стандарты. Такая концепция для обучения разных людей в корне неправильная и устаревшая. Нужно учить смело созидать, быть свободным внутренне. По моему опыту, лучшее время для бизнеса наступает, когда люди делают то, что они любят и умеют, – заключил Артем Соловейчик.

Последние новости