Рецензия на фильм «Пугало»: Дети смотрят на нас свысока, и собаки плюют нам вслед
Оценка: 8 из 10
Премьера мистической драмы «Пугало» состоялась на фестивале «Кинотавр» 14 сентября 2020 года. Режиссер: Дмитрий Давыдов. В ролях: Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков, Артур Захаров и другие.
Деревенскую знахарку называют не иначе, как Пугало. От нее шарахаются, как от чумы, односельчане, ей лают вслед собаки, а от продавцов в продмаге она даже порою не может добиться, чтобы ей отпустили буханку хлеба.
Целительница и сама не рада своему дару, испытывая после каждого сеанса безудержные позывы рвоты, заглушаемые только водкой. Всякий раз она клянется завязать со своим промыслом, но неизбежно наступает момент, когда отказать очередному страждущему просто невозможно. У знахарки есть и своя тайна, с которой ей помогает разобраться местный участковый.
Впервые в истории якутский фильм оказался представлен в основной программе «Кинотавра». Действительно странно, что этого не произошло раньше, потому что киноиндустрия Якутии дает фору остальным российским республикам. В свое время с тамошними кинематографистами почел за честь поработать такой мастодонт, как Алексей Балабанов, результатом чего стали фильмы «Река» и «Кочегар».
Оммаж «Кочегару» можно усмотреть и в «Пугале»: после очередного изнурительного выхода в транс ведунья неизменно отводит душу в кочегарке. Если же говорить об целостном впечатлении от ленты, то в ней много общего от триумфатора многих кинофестивалей - «Человек, который удивил всех». И там, и там, действует странный деревенский изгой, ненавидимый всеми, но побеждающий мировое зло откровенно иррациональными методами.
Режиссер Дмитрий Давыдов признается, что вынашивал замысел «Пугала» десять лет. Изначально фильм должен был быть посвящен женщине, которая использует свой дар в раскрытии преступлений. Поменяв криминальную проблематику на экзистенциальную, режиссер довольно быстро управился с написанием сценария и съемками, а также расширил пространство для возможных трактовок.
В «Пугале» не дается однозначного ответа ни о природе сверхспособностей главной героини, ни об эффективности ее целительства. Долгое время мы не получаем никакой информации о дальнейшей судьбе ее пациентов. Остаются, по большей части, за кадром и сами методы, посредством которых действует знахарка, а наиболее запоминающийся сеанс эффектно запечатлен в виде отражения в маленьком обшарпанном зеркальце на стене деревенской избы.
Так кто же все-таки перед нами, юродивая или шарлатанка? Все же, опираясь на начальные кадры картины, хочется думать, что это — метафизическое Пугало, не дающее разрушительной силе прорваться в наш хрупкий мир.
Денис Ступников, InterMedia