Рецензия на фильм Томаса Винтерберга «Ещё по одной»: Мадс Миккельсен датствует с размахом
Оценка: 8 из 10
Датская драма «Ещё по одной» была показана в рамках кинофестиваля в Торонто, в российский прокат картина выходит 12 ноября 2020 года. Режиссёр: Томас Винтерберг. В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Ларс Ранте, Маунус Миллан и другие.
Решили как-то четыре школьных учителя – историк, психолог, преподаватель музыки и физрук – начать коллективно и последовательно выпивать якобы в научных целях. Нет, это не начало новости про одно из российских учебных заведений, а сюжет датского фильма «Ещё по одной», в котором режиссёр Томас Винтерберг впервые с 2012 года объединился с Мадсом Миккельсеном, ставшим, как бы иронично не звучало, за это время официальным лицом крупной пивной марки. И пусть «Ещё по одной», отобранный несостоявшимся Каннским кинофестивалем и, крайне вероятно, оказавшийся бы в его основном конкурсе, не станет второй «Охотой», всё равно наблюдать за воссоединением Винтерберга с Миккельсеном, которые снова поймали общую волну, без упоения невозможно.
Четыре учителя средних лет переживают кризис, личностный и профессиональный одновременно. Томми (Томас Бо Ларсен) уже даже не встаёт со скамейки в спортзале, чтобы проверить, как его ученики выполняют упражнения. Питер (Ларс Ранте) мало того, что вынужден дома справляться с троицей детей, старший из которых всё ещё писается во сне, скептично относится к своим урокам музыки. Николай (Маунус Миллан) уже особо и не верит, что психология хоть кому-то интересна в его классе. А Мартином (Мадс Миккельсен) и вовсе все вокруг недовольны – ученики вместе с их родителями сильно сомневаются, что такой пассивный и занудный учитель сможет подготовить хоть кого-то к важному финальному экзамену по истории, а дома его жена отмечает, что Мартин уже не такой, каким был, когда они встретились. Ну как после всего это не запить?
Однако герои наши – не алкоголики. Наоборот, они своего рода учёные. Собравшись по традиции после тяжёлой рабочей недели в баре, четверо друзей начинают обсуждать псевдонаучную теорию одного философа о том, что человек рождается с нехваткой алкоголя в крови, и это не позволяет ему быть по-настоящему счастливым. И если поддерживать постоянный уровень алкоголя на цифре 0,05%, то жизнь заиграет совершенно другими красками. Но, как завещал Хемингуэй, не пить после 8 вечера и на выходных, а только в рабочее время, чтобы, так сказать, полностью изучить реакцию организма в условиях физической и умственной активности. Ход эксперимента решено тщательно записывать, а обо всех успехах или сложностях тут же сообщать друг другу. Если условия понятны, можем опрокинуть рюмочку-другую.
И вот проспиртованные учителя идут на работу. Ощущения странные, но жизнь вроде начинает налаживаться. Сразу появляется контакт с молодежью, общение становится более раскованным, да и в семье дела идут в гору. Однако сказочность событий, как и любая бутылка водки, однажды истощает себя, а суровая реальность со всеми последствиями и ответственностью может оказаться куда страшнее и невыносимее любой головной боли от похмелья.
Фильм Винтерберга, как бы ни показалось обратное, совсем не про последовательное опьянение и необратимое движение к алкоголизму (хотя как одна из серьёзных проблем, эта тема всё же заявлена). «Ещё по одной» про то, как мужчины справляются (или не справляются) с естественным процессом старения. Англоязычное название фильма – «Another Round», что в контексте алкогольной тематики действительно переводится, как выпить «ещё по одной», однако оно также ловко метафорически раскрывает и главную тему фильма. Ведь он не просто про «запой» (именно так переводится с датского Druk – оригинальное название), а про способность и готовность мужчины начать ещё один раунд в своей жизни. Отпускать прошлое тяжело, так же как и смиряться с тем, что молодость ушла безвозвратно, что кое-что уже невозможно изменить, а непринятые решения, скорее всего, уже никогда не получится воплотить в жизнь.
И речь здесь не только про взрослых мужчин среднего возраста. Винтерберг, используя свой великолепный возрастной каст, крепко ловит и внимание молодёжи. Сложность принятий решений и перехода на новый жизненный этап, будь то поступление в колледж или построение собственной семьи, не показаны в фильмы напрямую, но постоянно подразумеваются – начиная с открывающей сцены «пьяного забега» школьников и заканчивая их выпускным. Жизнь поделена на циклы, на раунды, которые с каждым разом «выстоять» становится только тяжелее, не говоря уже о том, чтобы ещё и одерживать победы в них. Томас Винтерберг воодушевляет на продолжение борьбы во что бы то ни стало, хотя не исключает, что для некоторых это бывает непосильно, и они принимают решение выбросить полотенце, чтобы всё это поскорее закончилось.
Однако не стоит забывать, что при всей глубине и важности затрагиваемых тем, а также с рядом достаточно драматичных эпизодов, «Ещё по одной» пронизан компанейским комедийным духом. Более того, этот фильм можно смело назвать самым смешным в карьере датского режиссёра. Здесь используются забавные вставки с известными политиками, которые явно разделяли теорию о нехватке алкоголя в крови: весёлый Саркози, Меркель с пинтой пива, с запинками поздравляющий с Новым годом Брежнев и, конечно же, много эпизодов с Ельциным, хорошо знакомых нам, но уж точно способных развеселить зарубежную публику.
В отличие от «Охоты» (с которой при просмотре возникает много ассоциаций – снова история про учителя, семейному институту отведена важная роль, есть эмоциональная сцена в церкви), новая работа одного из родоначальников «Догмы» отличается менее провокационной историей и акцентом на весь актёрский ансамбль. Все четверо актёров с успехом раскрывают своих персонажей, хотя в центре всегда остаётся великолепный Мадс, который, при более благоприятных стечениях обстоятельств, мог всерьёз рассчитывать на вторую пальмовую веточку за лучшую мужскую роль. А его завораживающий танец под занавес фильма вкупе с воодушевляющим финальным посылом станет не просто одной из лучших концовок среди картин 2020 года, но и уж точно пополнит мировую коллекцию любимых моментов кинематографа. За это и выпьем!
Вадим Богданов, InterMedia