Рецензия на фильм «Стрельцов»: Мне еще кукурузу по всему Кремлю выпалывать!
Оценка: 7 из 10
Спортивная драма «Стрельцов» вышла в российский прокат 24 сентября 2020 года. Режиссёр: Илья Учитель. В ролях: Александр Петров, Стася Милославская, Виталий Хаев, Александр Яценко, Виктор Добронравов и другие.
Подающий надежды футболист Эдуард Стрельцов (Александр Петров) живет в небольшом городке и играет за местную команду. Несмотря на систематические нарушения режима, его рекомендуют в «Торпедо». Футболист колеблется, считая, что для него больше подошел бы «Спартак», но решительная мама волевым пинком отправляет его в Москву.
Зависть коллег и подозрительные взгляды функционеров не смущают Стрельцова. Он технично забивает голы и продолжает вести при этом достаточно беспечный образ жизни. Воспользовавшись удобным моментом, спортсмена серьезно подставляет командный «политрук» Постников (Александр Яценко), когда между ними оказывается женщина.
Драматичная судьба одного из лучших советских футболистов Эдуарда Стрельцова кажется лакомым куском для кинематографистов. Его богатой на нелицеприятные события жизни уже посвящен сериал Дмитрия Власкина «В созвездии Стрельца». Но если у подобных проектов основная задача дотянуть зрителя всеми правдами и неправдами до следующего эпизода, то у режиссера «Стрельцова» Ильи Учителя была принципиально иная цель: ошарашить и оглушить, не выходя при этом за рамки рейтинга 6+.
Эффектной картинки добиться удалось. Под динамичные брит-поповые риффы экранный Стрельцов технично забивает один за другим голы, принадлежавшие даже не его экранному прототипу, а футболисту с мировым именем, вроде Диего Марадоны и Зинедина Зидана. Кураж-то поймали, но дух времени при этом безвозвратно утратили. Даже темы советских песен «Я шагаю по Москве» и «Последняя электричка» звучат в осовремененных аранжировках, а советская столица выглядит, будто после нынешней реновации.
Идеологическую составляющую тех времен принесли в жертву привычной для спортивных драм конфигурации, вроде набивших оскомину антагонистов главного героя, вхожих в Политбюро. Связанные с этим эпизоды откровенно коробят. Например, когда Стрельцову предлагают вступить в ВЛКСМ ради выезда на Запад, он непонимающе переспрашивает: «Куда вступить?!» Но ведь эту аббревиатуру впитывали тогда с молоком матери, и так повести себя мог только либо умственно отсталый, либо «злонамеренно» диссидентствующий человек.
Карикатурой отдают и образы Никиты Хрущева и его преемника Леонида Брежнева. Нет, Василий Мищенко и Алексей Колган играют их без халтуры, но чувствуется, что им дали задание создать кич или лубок. Из-за этого Стрельцов кажется порою Гулливером в стране лилипутов, а происходящее приближается по степени абсурдности то ли к роману Владимира Сорокина «Сахарный Кремль», то ли к кинокомиксу Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». Контрольным выстрелом оказывается произнесенная одним из мелких советских чиновников на полном серьезе фраза: «Мне еще кукурузу по всему Кремлю выпалывать!» Стоит ли после этого удивляться, что, по мнению невесты Стрельцова, футбольное поле пахнет… яблочным садом.
Денис Ступников, InterMedia